Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2001

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ
ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

Нарушения психического здоровья (ПЗ) — это количественные отклонения от нормального процесса психического развития. Причиной нарушений ПЗ является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительное напряжение создается расхождением между тем, что человек собой представляет, и тем, чем ему, по его мнению, следует быть.
Показателями ПЗ личности являются:

— принятие ответственности за свою жизнь;
— самопонимание и принятие себя;
— умение жить в настоящем времени;
— осмысленность индивидуального бытия;
— способность к пониманию и принятию других.

Однако определение исходных теоретических позиций для психолога-практика — лишь половина дела. Вслед за этим встает закономерный вопрос: каким образом диагностировать нарушения ПЗ? Как, например, школьный психолог может узнать о состоянии ПЗ ученика?
Можно взять на вооружение пословицу «В здоровом теле — здоровый дух» и, замеряя определенные физические параметры своих подопечных, пытаться делать выводы о характеристиках их ПЗ.
Возможен иной путь: использование валидных психодиагностических методик, так или иначе связанных с показателями ПЗ. Например, можно использовать опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса.
Авторы настоящей статьи для изучения ПЗ учащихся использовали их сочинения, которые обрабатывались с помощью контент-анализа. Мы считаем, что, изучая грамматический строй текста и его экспрессивные элементы, можно получить обширную информацию о состоянии ПЗ личности.
Нужно отметить, что контент-анализ не относится к экспресс-методам. Бытует мнение, что этот тяжеловесный способ получения данных пригоден только для фундаментальных психологических исследований и не оправдывает себя в школах, где в методиках ценится оперативность и легкость обработки. Однако здесь следует оговориться: львиную долю времени занимает разработка категорий и единиц для анализа, а не сам анализ.
Мы хотим предложить школьным психологам алгоритм проведения и авторский набор категорий контент-анализа. Выделенные нами категории не только существенно облегчат обработку столь ценного материала, как тексты эпистолярных сочинений, но и укажут конкретные области нарушений ПЗ. Набор категорий был проверен на выборке из 170 учащихся 8–12-х классов русского городского лицея г. Кишинева.
На работу над сочинением отводилось время одного урока (45 мин).
Участники эксперимента записывали под диктовку психолога стандартное вступление, которое им предлагалось использовать в качестве своеобразного плана:
Здравствуй, друг (подруга)!
Ты просишь меня рассказать о моей жизни, о том, что радует и что беспокоит. А еще ты спрашиваешь меня о моих планах на будущее...

В качестве категорий контент-анализа были взяты 5 показателей ПЗ, сформулированные в рамках воззрений А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Мэя.
К каждой категории мы подобрали единицы анализа, частота которых свидетельствует о наличии или отсутствии той или иной категории.
Соответствие единиц категориям представлено в таблице (примеры высказываний, приведенные в правой части таблицы, взяты из реальных сочинений).
Например, категория А — это «Принятие ответственности за свою жизнь». Что в сочинении может послужить объективным показателем принятия или непринятия человеком этой ответственности? На наш взгляд, одним из таких показателей является соотношение активных и пассивных грамматических конструкций в письменной речи автора сочинения. Каждая употребленная учеником активная конструкция добавляет вероятности, что он принимает на себя ответственность за свою жизнь. Каждая пассивная конструкция, в свою очередь, сигнализирует о том, что, скорее всего, это качество выражено слабо.
Мы предлагаем использовать приведенную здесь таблицу в качестве ключа при обработке сочинений. На данном этапе мы не можем предоставить нормативы, объективно определяющие грань между психическим здоровьем и психическим нездоровьем. Этот вопрос требует дальнейшей проработки, апробирования методики на репрезентативной выборке.
В нашем случае мы делали выводы о состоянии ПЗ испытуемых на основании сравнения их показателей между собой. Из 170 испытуемых мы выделили две полярные группы, которые мы условно назвали «благополучные» (18 человек) и «неблагополучные» (15 человек).
Впоследствии достоверность различий между группами была подтверждена с помощью коэффициента Яниса, а также результатами других психодиагностических методик.
Таким образом, выделенный нами набор категорий и единиц для психолингвистического контент-анализа эпистолярных сочинений показал свою валидность и эффективность.
Мы выражаем признательность школьному учителю русского языка и литературы О.В. Потемкиной за квалифицированную помощь во время анализа сочинений.

Зоя ГРИШАНОВА,
доктор психологических наук,
Кишиневский государственный
педагогический университет им. И. Крянгэ

Е.В. ЛЕВЧЕНКО,
школьный психолог,
лицей им. Т. Майореску,
г. Кишинев

КАТЕГОРИИ И ЕДИНИЦЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ЭПИСТОЛЯРНЫХ СОЧИНЕНИЙ

Категория контент-анализа

Единица контент-анализа

А.
Принятие ответственности за свою жизнь

Категория присутствует, если встречаются:
Активные грамматические конструкции (Беспокоит меня то, что я стала более развязной, начала ругаться. Я делаю жизнь лучше. Мое будущее зависит от моего старания).

Категория отсутствует, если встречаются:
Пассивные грамматические конструкции

1.Предикативные (с подлежащим):

а) трехчленные, где дополнение представлено в форме творительного падежа (Моя жизнь омрачена школой);
б) двучленные без дополнения (Уроки делаются по 5—6 часов).

2.Без подлежащего:

а) объект выражен формами падежей, инфинитивом, придаточными предложениями (На каждого заведено по дневнику. Никаких задач передо мною не ставилось);
б) неопределенно-личные (Здесь об этом еще не проинформированы).

3.Страдательный залог:

а) выражаемый страдательными причастиями (Раздираемый противоречиями, я ухожу. Я редко избираем одноклассниками);
б) выражаемый с помощью частицы -ся (Я — обманувшийся простак).

В.
Принятие себя

Категория присутствует, если встречаются:
Положительные характеристики себя или явлений, относящихся непосредственно к автору (Меня радует моя цветущая юность. Я — веселая, приятная в общении девчонка).

Категория отсутствует, если встречаются:
Отрицательные характеристики самого себя или явлений, относящихся непосредственно к автору (Текст у меня получился тупой. Я не люблю себя, я не люблю свою жизнь).

С.
Умение жить в настоящем

Категория присутствует, если встречаются:

I.Конструкции с использованием настоящего времени (Я чувствую себя абсолютно счастливой. Я занимаюсь спортом).
II.Упоминание о настоящем с радостью (Меня радует то, что замечательное яркое солнце освещает этот мир. Просыпаюсь иногда утром, смотрю в окно, вижу голубое небо и понимаю, что я счастлива).

Категория отсутствует, если встречаются:

I.Конструкции с использованием прошедшего времени (Я всегда была послушной девочкой, хотя сама себя паинькой не считала никогда. Я ушла в искусство).
II.Упоминание о прошлом с сожалением (Детство было хорошим, а после пошло труднее и труднее. Тогда было хорошее время: хлеб стоил 15 копеек, колбаса — 35).

D.
Осмысленность индивидуального бытия

Категория присутствует, если встречаются:

I.Наличие четких планов на будущее (В будущем хочу поступить на кулинара, чтобы уметь вкусно готовить. После 12-го класса я собираюсь поехать учиться в Россию в военное училище. В будущем я бы хотела стать бухгалтером, потому что я очень люблю математику, а особенно алгебру).

II.Упоминание о наличии смысла в своей жизни (Я думаю, смысл моей жизни состоит в самосовершенствовании. Я пришла в этот мир, чтобы выучиться, стать человеком и сделать что-то полезное для людей, может быть даже что-то выдающееся).

Категория отсутствует, если встречаются:

I.Отсутствие четких планов на будущее, растерянность перед завтрашним днем (Откуда мне знать, что будет завтра. Мне страшно, т.к. впереди неопределенность — куда? зачем? А планов на будущее у меня пока нет, есть только некоторые задумки, но и они еще пока не ясны).

II.Упоминание о бессмысленности своей жизни (Вся моя жизнь лишена смысла, сплошная рутина. Каждый день одно и то же: подъем, уроки, дом... Не вижу никакого смысла).

Е.
Принятие других

Категория отсутствует, если встречаются:
Жалобы, обвинения в адрес других, противопоставление себя им (В компании всегда чувствую себя отдельно, ни на кого не могу положиться, т.к. слишком часто мои просьбы не выполнялись. Мне чужды другие люди, им не дано понять меня. Беспокоит меня то, что на свете столько дураков).