Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2001

НЕ СХОДИТСЯ

Обманут жизнью был во всем,
И ненавидя, и любя.

Михаил Лермонтов

Нет, что-то все-таки в этом мире не сходится.
Ну посудите сами. С одной стороны — альтруизм, щедрость и доброта. Помоги ближнему, поработай на благо Родины, подставь другую щеку. И будет рай на земле.
Но тут же находятся ближние, которые не шибко сами этим альтруизмом утруждаются, но от других ждут, еще как ждут. Прямо-таки требуют. А что? Есть основания. И ты даешь, даешь, даешь... Только попробуй что-нибудь для себя, любимого, как тут же тебе со всех сторон: «От общества отделяешься? Эгоист! Рвач! Хапуга!» И по другой щеке — бац! И еще раз! И еще раз!
Помните, кто такие фарисеи? Возлагают на других бремена неудобоносимые, а сами и пальцем не шевельнут.
И не деться от них никуда.
Нет. Что-то нехорошо получается.
Тогда пойдем с другой стороны. Гуманизм, самоактуализация, права личности. Я пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать чужим ожиданиям. Надо полюбить себя, уметь ставить свои интересы выше интересов окружающих и выходить за пределы своих ограничений. Короче, никто никому ничего не должен. Особенно я вам. Свобо-о-да!
Рассыпаются семьи, лишь бы не утруждаться менять свое поведение ради другого. Коммерсант обворовывает вчерашнего партнера, чтобы не ставить чужие интересы выше своих собственных. Тренер-гуманист штампует душевно неуязвимых эгоистов, вооруженных сладостными лозунгами и защищенных стальной логикой себялюбия.
Конфликт? Ты тоже виноват. Обидели? Ты вызвал такое поведение. Отказали в помощи? Так жить же надо для себя! И вообще — не мешай, я самоактуализируюсь и самореализуюсь.
И не пробьешь.
Похоже, и тут получается нехорошо.
Ладно, попробуем совместить. Не буду на других бремена возлагать, чего-то ждать и на что-то надеяться. Буду принимать людей такими, какие они есть. Имеют право. А над собой все же поработаю. Буду хорошим, добрым, честным. А они — как хотят.
М-да-а... У меня только обязанности остались, а у всех остальных — одни права. Как бы опять к первому варианту не скатиться.
Хорошо, наоборот сделаем. Мне права, а им — обязанности. Хотя... Подождите! Снова не выходит: обратно ко второму варианту пришли.
Что-то я совсем запутался. Кому права? Кому обязанности? Как их совместить, чтоб жить хорошо было — и мне, и другим?
О, идея! Надо верховного судью назначить. Пусть он законы издаст — что хорошо, что плохо, — а мы по ним судить будем. Да и более того: зачем назначать, когда он уже есть, причем вместе с законами. То ли Бог с его заповедями, то ли Аллах с его сурами, то ли Христос с его проповедями. Но в любом случае — справедливый и милосердный.
Нет, и это было. Во имя Его и целые народы вырезались, и костры горели, и небоскребы взрывались. Закон что дышло. Вместо богов — живых людей пробовали на верховное место сажать, даже лучших, всенародно избранных. А результат все тот же.
И ходит человечество по кругу. И мы всю жизнь от одной крайности к другой мечемся и нигде не находим желаемого. Желаемого-желанного сочетания: всеобщего счастья и радости от собственной жизни. Все время в какую-то сторону нас уволакивает. Что делать?
Нет, все-таки не сходится что-то в этом мире...

Марк САРТАН