Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2001

ДАЙДЖЕСТ

Максимова Е.А. Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя (опыт экспериментального исследования). Мир психологии, № 2(26), 2001, с. 149—154.

Качество и успех работы учителя связаны не столько со стажем работы в школе, сколько с уровнем педагогического творчества, отношением к окружающим, ценностными ориентациями, жизненными целями.
Для проведения исследования были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, комплексный метод сочинений и бесед, тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, тест «Психологические часы» А.А. Кроник, авторский графический тест «Пространство моей жизни», тест Люшера, методика оценки работы учителя (МОРУ), обработанная Л.М. Митиной, опросник на выявление типичных форм поведения К. Томаса, адаптированный опросник на креативность Г. Девиса, тест на уровень жизненной удовлетворенности Л.М. Митиной.
В результате было выделено три группы учителей, различающихся по показателям педагогического творчества.
Учителям первой группы педагогическое творчество в их профессиональной деятельности не свойственно. Они практически не видят смысла в своей работе и считают свой выбор профессии ошибкой молодости.
Во второй группе оказались учителя, в работе которых проявляются отдельные показатели педагогического творчества. Они нередко задумываются о смысле своей работы в школе и своего нелегкого учительского труда, понимают ответственность, возложенную на них профессией, пытаются что-то корректировать в себе и своем поведении.
Для представителей третьей группы творчество является неотъемлемой частью их ежедневного труда. Эти люди полностью вовлечены в процесс педагогического творчества, не мыслят своей жизни без любимых учеников; для них общение с детьми — это как воздух, как постоянный процесс омоложения, самосовершенствования, развития и постижения высокого смысла бытия. Все они воспринимают с радостью свою жизнь, посвященную педагогической деятельности, считают жизнь интересной, эмоционально насыщенной, наполненной.
У творческих учителей наблюдается высокий, но не максимальный показатель продуктивности прожитой жизни. Каждый из них считает, что мог бы сделать больше. Представители этой группы отмечают наличие свободы выбора в собственных действиях и возможности управлять собственной жизнью. У них показатель осмысленности жизни приближается к максимальному.
Как правило, у творческих людей нет недостатка во внимании со стороны противоположного пола, поэтому здесь невелик процент случайных браков, долго идет выбор спутника жизни (до 24–30 лет). Более половины из них хотели бы иметь троих детей. Более других учителя третьей группы склонны к сотрудничеству. Для них это самый благоприятный, интересный, творческий метод установления контакта с классом и коллегами, приносящий позитивные результаты.
В качестве помощи учителям первой и второй групп рекомендуется посещение разнообразных психотерапевтических тренингов и занятий, что поможет им научиться получать удовольствие от своего труда, раскрывать свое творческое Я, улучшит психическое и физическое здоровье.