ЛИРИКА
Наталия ТОЛСТАЯ
ШКОЛА
Про мальчиков я думала так: ну ладно. Пусть
живут, но в специально отведенных местах. И
хорошо бы на островах, окруженных океаном.
Что такое мальчики, я знала на горьком опыте.
Когда мы с мамой зашли в мужскую школу за братом,
мне показалось, что я попала в стадо беснующихся
бабуинов. Потные, ошалелые мальчишки лупили друг
друга мешками со сменной обувью.
— Бей Серого!
— Кузя, отпусти, больно. Отпусти, гад!
— Толстый, дай горбушку. Ну оставь чуть-чуть...
— Хрен тебе. Самому мало.
В углу два больших мальчика держали за руки
маленького, а третий водил несчастному пончиком
по губам, не давая откусить. Потом он засунул
пончик себе в рот, а жирную руку вытер о волосы
жертвы. Когда же мальчика отпустили, он с
гиканьем вскочил на спину одного из мучителей, и
тот умчал его вверх по школьной лестнице как ни в
чем не бывало. Увиденное не укладывалось в
голове.
В нашей школе по малейшему поводу раздавалось
ликующее «Все будет сказано!» — и дружный топот
ног по коридору: кто быстрее наябедничает
учительнице. Девочки были понятны: кривляки,
ябеды, воображалы, жадины. Всем хотелось, чтобы
учительница похвалила. У всех, даже двоечниц,
было поведение — 5, прилежание — 5. Все собирали
фотографии артистов и переводные картинки. У
каждой дома была коробка с драгоценностями:
рассыпавшиеся бусы, открытки с котятами,
атласные тряпочки, гребешок — расчесывать
игрушечных зверей. Медвежонок, с проплешинами от
постоянного ласкания, уложен спать, — ждет, когда
хозяйка вернется из школы. Как я люблю этот
девчоночий мир, как понимаю его. И каждая девочка
мечтала вырасти и оказаться красавицей, чтобы
жизнь навечно остановилась на последней строчке
из сказки: «А во дворце уже свадьбу играют...» Тем
временем дракон издыхает, а все звери,
способствовавшие счастью красавицы, тоже
получили по труду. Жизнь после свадебного пира не
планировалась.
Что, например, делать с дворцовым хозяйством? И
надо ли его вообще заводить, если есть
ковер-самолет и скатерть-самобранка? Хлопнешь в
ладоши — и добрые феи наткут полотна и
пропылесосят.
Те девочки, которые слишком долго играли в куклы
и читали сказки, никак не могли понять алгебру
или физику. Помню, как в пятом классе я перестала
понимать, что написано в учебнике. Даже по
ботанике были одни двойки.
— Живая клетка состоит из белка и желтка.
— Капуста относится к семейству белокочанных.
— В пустыне растет сексуал.
От уроков ботаники запомнилось, что у
учительницы совсем не было груди. Из мира науки в
памяти остался только Ньютон — у него в учебнике
были пририсованы синие очечки и шрам от уха до
уха. Перед контрольной по физике хотелось
заснуть летаргическим сном, а проснешься — школа
окончена, все предметы сданы, и постаревший
директор вручает аттестат с пятерками.
В середине пятидесятых произошло небывалое:
мужскую и женскую школу объединили. Никогда не
забуду то утро, когда в класс вошли двадцать
шестиклассников, ухмыляясь от стыда, с багровыми
ушами. Стены монастыря рухнули — мальчиков
посадили за парты с девочками. Закрываю глаза и
вижу ту, пореформенную школу.
Вот девочки переодеваются в холодной раздевалке,
следующий урок — ненавистная физкультура.
Вышибив ногами дверь, в раздевалку влетает на
канате Бугорков. Маятник, сделав дугу, исчезает,
но Бугорков успел облить полуодетых девчонок из
детской клизмы. Инвентарь для пакостей всегда
находится у него под рукой. Визги облитых водой и
улюлюканье друзей героя за дверью возвестили
начало нового летосчисления — совместного
обучения.
Дня не проходило, чтобы кого-то из мальчишек, чаще
всего одного и того же, убогого, не заталкивали в
женскую уборную. Припирали дверь и не давали
выйти. Девочки успевали отдубасить его шваброй.
Побывавший в женском туалете считался
опозоренным.
Летом в школе объявляли практику: собирать
разбитое стекло и относить к забору или сгребать
листья в кучи, — через час листья снова
разлетались по школьному двору.
Вот недомерок Макаров собирает червяков, они
лезут у него из кулака. Я знаю, этих червяков он
сунет сейчас кому-нибудь за шиворот. Если мне, то
я умру.Мальчишки не читали тех книг, которыми
бредили все мои подруги, например, про
сиротку-аристократку. Каждая прожила ее жизнь и
поплакала над ее горькой судьбой.
Мальчики занимались неинтересным: строгали
палочки, залезали высоко на деревья и оттуда
плевали жеваной бумагой, сидели в засадах,
рисовали взрывы. Но при этом понимали, отчего не
падает самолет и не тонет пароход.
Учительницу математики я очень боялась: она
орала и обзывалась. Начинала кричать сразу, с
девяти утра, — она перешла к нам из мужской школы.
Зинаида Ивановна выросла в детдоме и жила в
огромной коммуналке, занимая бывшую ванную. Она
так и не выбралась из своего склепа, так до конца
жизни и не пожила с окном.
В шестом классе мне нравился учитель физики, Юрий
Исаакович. Я его так жалела, что хотела даже выйти
за него замуж. Я ревновала его к плоскогрудой
ботаничке: иногда я видела их вместе. Юрий
Исаакович всегда глядел куда-то вверх, на тусклое
лабораторное окно, поверх голов. Он слушал,
наклонив голову, и мягко говорил: «Присядь,
мальчик, урока ты не знаешь». Выслушав девочку,
говорил ей с ласковой грустью, глядя в окно: «И ты,
девочка, присядь, и ты не выучила...» Шкафы в
кабинете физики были покрыты таким слоем пыли,
что так и тянуло написать что-нибудь. Юрий
Исаакович, казалось, ничего не видел вокруг себя,
и матерное слово постепенно тускнело и
затягивалось новой пылью.
Учителя истории никто не слушал. Это был худой
старик, обсыпанный пеплом. «Старейший педагог
города», — говорили про него учителя. Он входил в
класс с указкой и уходил с ней — всегда держался
за нее двумя руками. Он держал ее горизонтально, в
опущенных вниз прямых руках. Меня томила эта
указка, я представляла себе, что историк ночью
спит с ней — он лежит на спине, держа указку
поверх одеяла, поперек кровати. Когда он говорил
«Габсбурги», то на первую парту летели брызги из
его рта. В начале урока он обычно предупреждал
тихим голосом: «Двойки буду ставить
беспощадно...» Его не боялись, да и он никого не
спрашивал — не связывался.
У многих девочек были сестры в старших классах, и
встреча с космическими пришельцами оказалась
роковой: ревность, ссоры закадычных подруг, слезы
— вот что принесла мужская школа, переступив
порог женской. А сколько страстей бушевало на
школьных вечерах...
— Веденеев два раза танцевал с Васильевой, а у
ней прыщи! И туфли на ней — мои, у меня на вечер
выпросила.
— Видела? Гинзбург и Семенова выходили на
школьный двор на целый час, а потом вернулись как
ни в чем не бывало. Обнаглели.
— А Петрова проревела весь вечер дома — нечего
надеть. В доме ни одной пары капроновых чулок. Она
матери кричала: «Будь ты проклята!»
И все десятиклассницы — толстые и спортивные, та,
у которой было только одно, коричневое школьное
платье, и та, королева с тремя кофточками, — все
мечтали о любви. Люба, сестра моей подруги, была в
выпускном классе, когда школы объединили. Когда
она возвращалась домой со школьного вечера,
одноклассник взял ее под руку. «Я уже развратная
или еще нет?» — стучало в Любиной голове.
Когда подошел трамвай и Люба уже стояла на
подножке, ее поцеловали. «Развратница», —
огорчилась Люба. Две недели спустя мама увидела,
что дочка меряет сантиметром талию — проверяет,
растет ли живот. Таблетки для самоубийства уже
ждали, спрятанные в надежном месте.
Так школа готовила нас к жизни — кидала в бурное
море, ни слова не сказав про омуты и рифы. С берега
педагоги напутствовали: «Строго следите за
собой! Плывите туда, где труднее. Высоко несите
знамя и, при этом, шире шаг!.. И ближе, ближе к
народу...» Скоро стало трудно различать крики
учителей, только ветер шевелил их седые волосы —
течение несло нас в жизнь.
|