Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2001

НАД СОБОЙ

Я УЧУСЬ ПЕРЕЖИВАТЬ

Эта методика направлена на то, чтобы подтолкнуть учащихся к непростым и на первый взгляд парадоксальным выводам, связанным с переживанием человеком сложных жизненных ситуаций. Необходимо научить учащихся понимать, что «человек всегда сам и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него это сделать не может, как не может самый искушенный учитель понять за своего ученика объясняемый материал» (Ф.Е. Василюк).

ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Информация для учащихся

Вспомните сейчас ситуацию, когда что-нибудь стряслось в вашей жизни. О ней, наверное, знали близкие вам люди. Они могли даже понимать вас и сочувствовать вам, но мог ли кто-нибудь из них знать, как вы внутри переживаете произошедшее, как вы ощущаете боль, тоску, вину, какие образы и мечты кружатся в вашей голове, как стучат в висках вопросы: «Почему мне?..», «За что?..», «Ах, если бы я тогда?..»
Кто, кроме вас, мог заметить, когда возник первый проблеск облегчения, стало легче дышать, мир стал светлее, жизнь снова наполнилась смыслом?
Вы страдали, вы переживали это страдание и пережили его.
Внутренний опыт показывает, что переживания возникают непроизвольно, независимо от нашего желания. Прямое намерение ощутить какое-то чувство как бы парализует на время способность испытывать его.
Нельзя непосредственно вызвать в себе переживание, но можно создать ситуацию (реальную или воображаемую), которая вызовет это переживание.

Инструкция для учащихся

Давайте попробуем с вами выполнить такое упражнение. Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы идете по темному переулку. Поздний вечер. Переулок постепенно сужается. В окружающих домах не горит ни одно окно. Под вашими ногами хрустит снег. Сзади вы слышите какой-то шорох, оборачиваетесь — никого нет. Вы проходите последний фонарь и оказываетесь практически в полной темноте. Где-то рядом хлопнула дверь, вы слышите шаги. Они постепенно убыстряются. Обернувшись, вы видите темную фигуру. Вы пытаетесь ускорить шаг, краем глаза замечаете, что сзади идут уже двое. Вы хотите побежать, но снег становится рыхлым и глубоким. Вы спотыкаетесь и чуть не падаете. Скрип снега позади приближается, нарастает...
Откройте глаза, давайте обсудим ваши ощущения. Были ли они вообще? Какие у вас возникли чувства?

Информация для учащихся

Давайте поговорим теперь о правилах, которые могут помочь человеку пережить сложную ситуацию в жизни или, наоборот, запомнить приятную. Вот что советуют психологи.
Во-первых, если вы хотите избавиться или ослабить какое-то нежелательное состояние, попытайтесь сделать прямо противоположное — вызвать это состояние и даже попытаться усилить его.
Например, вы боитесь учителя математики, вы волнуетесь каждый раз, когда вам нужно зайти в его кабинет. В этом случае попробуйте сказать себе: «Как я боюсь учителя математики, вы даже не можете представить себе, как я его боюсь. Вот, конечно, руки дрожат, ноги дрожат, сказать ничего не могу. Не могу даже сойти с места. Сейчас я умру от страха». В результате такого самоубеждения происходит обратный эффект: страх пропадает.
Во-вторых, если вы хотите сохранить или усилить какое-либо приятное переживание, направьте свое внимание на объекты, на людей, на действия, которые вызывают в вас эти состояния. Например, вспомните о чем-нибудь очень приятном. Важную роль здесь играет эмоциональная память.

ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Инструкция для учащихся

Любую неприятную ситуацию можно преобразовать. Это необходимо в том случае, если ситуация уже в прошлом, а ее переживание никак не уходит в разряд бывших.
Закройте глаза. Представьте человека, о котором вам неприятно вспоминать. Кто это: нелюбимый учитель, одноклассник, который более всего досаждает вам, знакомый, вызывающий у вас отрицательные эмоции, или просто контролер, оштрафовавший вас?..
Вспомните, как он выглядит, во что одет, какое у него выражение лица... А что он в данный момент делает? Представили? А теперь мысленно пририсуйте ему кошачьи усы. Как он вам теперь? Примерьте на него штанишки, как у Карлсона, короткие, с пропеллером, нажмите на пуговицу-кнопку: моторчик начинает жужжать, он улетает на крышу. Оставьте его там.
Откройте глаза. Ведь это же смешно — вы можете сделать что угодно с образом досадившего вам человека, его даже жалко становится. Смейтесь над его суровостью, злостью, недоброжелательностью, и вам станет легче. В конце концов, хорошо смеется тот, кто смеется последним.
В том случае, если переживание слишком глубоко, а обида сильна и предложенный способ не помогает, попробуйте второй способ.
Опять закройте глаза. У каждого из вас есть человек, одно воспоминание о котором портит вам настроение. Представьте его, вспомните мельчайшие детали его облика, прочувствуйте свое отношение к нему... А теперь как бы отставьте его образ в сторону.
Сейчас попробуем вспомнить то место, где вам было хорошо, где вы чувствовали себя независимо, вас охватывала безмятежность и радость бытия. Может быть, это берег ласкового моря, теплый песок, яркое солнце, шелест волн... Может быть, это лес, сосновый бор, березовая роща. Неважно, что это, важно ваше состояние.
Расслабьтесь, ведь вы не испытываете никакого напряжения, находясь там... Вспомните, представьте это место и свое состояние там до мельчайших подробностей. Вы чувствуете состояние счастья и покоя, вам просто очень хорошо... Вы видите перед собой яркую, светлую, приятную картину, она занимает все пространство в вашем воображении, и теперь поместите в эту картину образ неприятного вам человека... Уменьшите его в размерах, он уменьшается, уменьшается, вот он совсем маленькая точка, отодвиньте его в уголок вашей картины. Посмотрите и почувствуйте: он маленькое темное пятнышко на фоне прекрасной, великолепной жизни...
Откройте глаза. Давайте обсудим, что у нас получилось.

Обсуждение

В результате с помощью ведущего учащиеся приходят к следующим выводам.
Итак, в жизни есть ситуации, которые нельзя исправить, их нужно пережить.
Переживание вызывается ситуацией, ею и управляется. Усиление переживания волевым способом сводит переживание на нет.
Переживание зависит от субъекта, объекта, контекста и словесного описания ситуации.
Наши воспоминания — это картина, которая есть в нашем сознании сейчас. В нашей воле менять ее составляющие.
Известный психолог Ф.Е. Василюк, посвятивший немало своих работ психотехнике переживания, пишет: «Если уподобить критическую ситуацию падению бегущего человека, то переживанию будут соответствовать усилия, потраченные им для того, чтобы встать на ноги и получить тем самым возможность снова продолжить бег».

Ирина АРТЮХОВА,
кандидат педагогических наук

ЛИТЕРАТУРА

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.
Лабиринты психологии. Под ред. С.В. Трушковой. М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.
Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М., 1998.