Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2001

НОВОСТИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1—3 ноября в Санкт-Петербурге проходила VI традиционная осенняя Всероссийская конференция «Психология в школе. Практический психолог — профессия нового века»

Как и в прошлом году (см. «Школьный психолог», № 45, 2000) ее проводили совместно фирма «Иматон» и психолого-педагогический факультет Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Собственно, на этом сходство прошлогодней и нынешней конференции и заканчивается. Ну, пожалуй, еще форма проведения осталась та же — пленарное заседание (с неизменными докладами генералов и мэтров) и секции (с не менее традиционными докладами аспирантов, нуждающихся в публикациях). До дискуссий дело почти нигде не дошло, что, к сожалению, уже настолько привычно, что даже писать про это надоело.
А вот содержание конференции стало совсем другим — в полном соответствии с теперешним подзаголовком «Практический психолог — профессия нового века». Можно сказать, что тематика выросла вширь, ведь практический психолог — не только и даже не столько школьный. Его специализация может быть самой различной: от семейного или организационного консультирования до проведения тренингов и рекламных кампаний.
Мне, честно говоря, жаль, что в обширной программе конференции школа как-то потерялась, став всего лишь одним из направлений деятельности практического психолога. Да и там, где вспоминали именно о школьном психологе, разговор больше касался проблем его вузовской подготовки, что тоже не приближало разговор к школьной проблематике.
Тема подготовки вообще доминировала. Несколько как бы случайных реплик выступавших дали основания предположить, что за этим стоят какие-то трения при разработке образовательных стандартов. А в ней деятельное участие принимает РГПУ им. Герцена — один из соорганизаторов. Что ж, дело действительно нужное, важное и перспективное, но... я-то ехал послушать и поговорить про школу. Впрочем, оказалось, что это уже мои проблемы.
В результате, несмотря на содержательность многих секций, по нашей тематике писать практически не о чем. Разве что о круглом столе «Психолог в системе образовательных услуг», где разговор естественным образом перетек в обсуждение места психолога в школе.
Надо сказать, что к этой теме сводятся почти все завершающие круглые столы на осенних питерских конференциях, какое бы название им ни давали организаторы. Значит, тема остается животрепещущей.
На сей раз круглый стол порадовал нацеленностью на сотрудничество. Прекратились жалобы на то, как зажимают и не понимают бедных психологов, столь обычные в прошлые годы. На смену им пришли рассказы о реальном опыте взаимодействия. Поскольку об этом говорили представители самых разных городов, то можно надеяться, что процесс «притирки» исторически неизбежно закончится сотрудничеством.
Интересно, что от спорной формулировки «психолог должен работать по запросу» участники круглого стола тут же перешли к проблемам формирования такого запроса, что превращает психолога из несколько пассивной фигуры в активного участника образовательного процесса. Еще в прошлом году больше жаловались на то, что администрация не уважает своих психологов. На этот раз стали делиться опытом те, кто этого уважения добился.
На такой конструктивной ноте конференция завершилась. Будем надеяться, что следующая с нее и начнется.

Марк САРТАН
Фирма «Иматон»
Тел: (812) 327-5757, 327-5777
Психолого-педагогический факультет РГПУ им. А.И. Герцена
Тел.: (812) 312-4492