КНИЖНЫЙ ШКАФ
ВВЕДЕНИЕ
В ПСИХОАНАЛИЗ
Зигмунд Фрейд
СПб.: Питер, 2001
Вообще-то рецензировать Фрейда — это,
сами понимаете... хм... ну, как-то не по чину. И не
только мне. В том-то и величие этого человека, что
его уж чуть не сто лет рецензируют, ревизуют,
объявляют вчерашним днем и всячески свергают с
пьедестала. А ему все нипочем, хоть многие
ниспровергатели добились славы и успехов. Но,
боюсь, лишь потому, что, как говорил Эйнштейн,
стояли на плечах гигантов. Точнее — гиганта.
И имя этого гиганта в очередной раз на обложке
нового издания, которое тем самым просто обязано
удостоиться внимания рубрики «Арсенал». Тем
более что на сей раз перед нами работа, которую
можно назвать основной — при всей условности
этой оценки.
Фрейд, правда, так не считал. До конца жизни своей
главной книгой он называл «Толкование
сновидений» — первый психоаналитический труд в
истории. Но тем и ценны «Лекции по введению в
психоанализ» (так в немецком оригинале), что они
излагают концепцию наиболее систематизированно.
Пусть сегодняшние психоаналитики кидают в меня
камнями, но для знакомства с основами этой теории
«Введение в психоанализ» необходимо и почти
достаточно. Ну разве «Введение в психиатрию и
психоанализ для непосвященных» Берна можно
добавить.
«Введение...» выросло из курса лекций, которые
Фрейд читал в 1915–17 гг. Тогда он излагал
слушателям основы своей концепции,
теоретические принципы и методы психоанализа и
способы истолкования данных — на примерах
преимущественно сновидений и оговорок, а также
психоаналитическую теорию неврозов.
Позже была добавлена еще одна часть, написанная в
1933 г. и посвященная более широкому, можно даже
сказать философскому применению психоанализа.
Вот тут-то и надо было бы изложить содержание
вышеупомянутой концепции, если бы она не была
широко растиражирована и растаскана по самым
различным уголкам мировой культуры. А желающим
познакомиться с ней в первозданном виде мое
краткое изложение все равно не поможет. Придется
прочитать всю книжку, благо написана она на
удивление легко.
А вот что заслуживает особых слов, так это
своеобразие именно рецензируемого издания. Тут
есть чему удивиться.
Судите сами. Книга выпущена издательством
«Питер», гордо поставившим свой копирайт и
датировавшим его 2001 годом. Между тем ее текст
практически дословно совпадает с текстом
издания 1989 года, на котором стоит копирайт
издательства «Наука». Да и переводчик указан тот
же.
Купили права? Возможно. Но тогда куда делись два
литературных и два ответственных редактора? О
них в новом издании ни слова, хотя сплошь и рядом
попадаются осиротевшие примечания безымянного
редактора перевода. Нехорошо.
Читатель тоже вправе считать себя обиженным.
Все-таки издавать труд
семидесяти-восьмидесятилетней давности без
комментариев и сопроводительных статей как-то
странно. В упомянутом издании 1989 года и то и
другое имелось в наличии. В 2001 году обошлись.
Так что перед нами подлинный, рафинированный,
свободный от позднейших наслоений Фрейд
собственной персоной. Читайте и... на выбор:
наслаждайтесь, недоумевайте, спорьте,
возмущайтесь, восторгайтесь. Даже можете
попробовать опровергнуть.
А что? Многие пробовали. А мы опять читаем.
Марк САРТАН
|