ГИЛЬДИЯ
ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ
Весной 2001 года в г. Пскове прошла
Вторая городская практическая конференция
педагогов-психологов, организованная Центром
психолого-медико-педагогической реабилитации
детей и подростков (ПМПР). Как и в прошлом году,
конференция носила практический характер, ее
участники имели возможность послушать
выступления, высказать свою точку зрения,
поспорить.
В работе конференции участвовали 52
педагога-психолога. Были представители
практически всех образовательных учреждений
города (детских садов, школ, лицеев, гимназии). Для
участия в конференции были также приглашены:
преподаватели Псковского государственного
педагогического института (ПГПИ), Псковского
вольного института (ПВИ)) и представители
Управления образования г. Пскова.
Для педагогов-психологов, ежедневно в своей
работе сталкивающихся с почти гамлетовскими
вопросами: «Можно или нельзя?», «Имею право или
нет?», было интересно послушать людей, в чью
задачу входит обучение студентов-психологов и
подготовка будущих специалистов к работе с
людьми. Наверно, поэтому их выступления «Этика и
деонтология в обучении» (М.Т. Кочеткова, кандидат
биологических наук, доцент ПГПИ), «Формирование
этических принципов у студентов в процессе
обучения в вузе» (А.Г. Филиппова, кандидат
медицинских наук, доцент ПГПИ), «Размышления об
этике в работе психолога» (С.И. Калинин, старший
преподаватель, заведующий психологической
лабораторией ПВИ) вызвали живой интерес и даже
желание поспорить.
Практические психологи сделали попытку
проанализировать профессионально значимые
качества психолога (Е.Б. Рвачева, руководитель
психологиче- ской службы школы № 12) и
существующие этические кодексы (Р.Р. Калинина,
кандидат психологических наук, руководитель
психологической службы Центра ПМПР).
После перерыва работа продолжалась в
форме круглого стола.
Для разработки этического кодекса практического
психолога в системе образования все участники
конференции разделились на пять групп. Каждая
группа получила задание: в течение 40 минут
разработать свой вариант. Нужно было охватить
следующие темы: взаимодействие психолога с
ребенком, взаимодействие с родителями,
взаимодействие с педагогами, сохранение
личностного благополучия психолога
(профилактика синдрома «профессионального
сгорания»), а также отметить факторы,
препятствующие профессиональной эффективности
педагога-психолога.
Отведенное для обсуждения время пролетело
незаметно — слишком жаркие споры возникали то за
тем, то за другим столом. И в конце концов каждая
группа представила для анализа свой свод правил.
Безусловно, не все формулировки были четко
выверены, были и повторяющиеся. Но главное не это.
Важно, что даже во время представления своих
правил участники конференции продолжали
размышлять, спорить, стараясь предусмотреть все
тонкости и нюансы, возникающие в
профессиональной деятельности.
Когда же все споры и сомнения были разрешены,
изменения и уточнения внесены, экспертный совет
(представители каждой рабочей группы) уединился
для обобщения собранного материала.
А конференция продолжила свою работу.
Педагоги-психологи рассказали об опыте работы,
делая акцент на реализации основных принципов и
правил этического кодекса. Эта часть конференции
так и была обозначена: «Реализация этических
принципов в практической деятельности
педагога-психолога».
Были представлены следующие темы.
Организация психологической
поддержки леворуких детей (А.П. Марковская,
педагог-психолог ДОУ № 37) — реализуются правила
«Психолог уважает в ребенке личность, принимает
его таким, какой он есть», «Психолог поддерживает
в ребенке веру в собственные силы, помогает в
принятии своих индивидуальных особенностей и
использовании их для достижений своих целей».
Родительский клуб как форма
профилактико-коррекционной работы с семьей в ДОУ
(Л.Н. Кондратьева, педагог-психолог ДОУ № 53) —
реализуется правило «Психолог строит свою
работу с родителями на основе их
заинтересованности в оптимальном развитии
внутреннего мира ребенка, прилагает усилия для
достижения этой заинтересованности».
Системный подход в организации
подготовки детей к обучению в школе (Л.Э.
Панкратова, педагог-психолог ДОУ № 25) —
реализуется правило «Психолог строит работу
системно, используя системный подход как
методологическую основу своей работы».
По
итогам работы конференции были приняты
следующие решения:
1. Выработанные правила принять за
основу этического кодекса.
2. Экспертной группе доработать этический кодекс
практического психолога в системе образования и
представить его для обсуждения.
3. Определить этический кодекс как составную
часть муниципального Положения о службе
практической психологии в образовании.
4. Этический кодекс считать обязательным к
исполнению с момента его принятия.
В заключение организаторы конференции
попросили ее участников высказать свои
впечатления о проделанной работе (через анкетный
опрос). Анализ анкет показал следующее.
Участники высоко оценили организацию
конференции, отметив непринужденную обстановку,
доброжелательную атмосферу, гостеприимство
организаторов.
Практически все отметили, что конференция была
сколь полезна, столь и интересна. Понравились
психологам живое общение, диалог с коллегами,
обсуждение наболевших вопросов за круглым
столом. Неоднократно была отмечена актуальность
поднятой проблемы и возможность оценить
собственную профессиональную деятельность с
этической точки зрения.
Участники конференции высказали предложения
приглашать и в дальнейшем интересных людей
(психологов-практиков), сохранить статус
практической конференции, а также выразили
благодарность организаторам «за проделанный
нелегкий, но очень полезный труд», пожелали им
дальнейших успехов.
Вдохновленная поддержкой, экспертная группа
доработала этический кодекс практического
психолога в системе образования и представила
его на суд педагогов-психологов. Кодекс был
принят. Однако практические психологи г. Пскова
считают данный документ очень важным, а проблему
— животрепещущей. Поэтому нам хотелось бы знать
мнение других психологов о профессиональном
этическом кодексе (на соседней странице
приводится его текст).
Мы будем благодарны, если вы обсудите его со
своими коллегами и выскажете свое мнение. Можно
написать или в редакцию газеты «Школьный
психолог», или к нам в Центр ПМПР по адресу: 180007, г.
Псков, Рижский проспект, д. 14.
Румия КАЛИНИНА,
кандидат психологических наук,
организатор конференции,
руководитель психологической
службы Центра ПМПР,
г. Псков