ДАЙДЖЕСТ
Вайзер Г.А. Представления школьников о смысле
жизни и акме человека.
Мир психологии. № 2 (26), 2001, с. 93—98.
Решающие сдвиги в психическом
развитии ребенка происходят в кризисные периоды.
Сензитивным периодом для «овладения внутренним
миром» и для становления представлений о смысле
жизни является подростковый возраст.
Следовательно, формирование представлений о
феноменах «смысл жизни человека» и «акме»
(вершина в развитии человека как индивида,
личности, профессионала) является важным вкладом
в процесс становления личности школьников.
Обращение к этим понятиям активизирует
самоопределение, потребность в
самоактуализации.
Достаточно полные результаты о постижении
понятия «смысл жизни» семиклассниками удалось
получить при их анкетировании. В качестве
инструмента была выбрана анкета А.А. Бодалева и
В.Э. Чудновского, которая состояла из трех блоков
вопросов, направленных на: 1)выявление общих
представлений о смысле жизни и акме; 2) изучение
факторов, влияющих на становление смысла жизни и
акме; 3) выявление некоторых особенностей
становления представления о смысле жизни и акме.
В ответах были выявлены прежде всего
осознаваемые феномены.
Данный метод оказался высокоинформативным,
благодаря тому что испытуемыми осмыслялось
богатство собственного жизненного опыта и опыта
своего поколения, а также богатство опыта
родителей и ближайшего окружения, особенно
значимых людей, а также опыта, отраженного в
искусстве и литературе.
В ходе исследования были получены следующие
результаты.
Осознание смысла жизни и акме у семиклассников
происходит неравномерно. Меньше затруднений у
семиклассников вызывают вопросы о смысле жизни,
больше о смысле собственной жизни, акме и об акме
в своей жизни. Говоря о смысле жизни, учащиеся
продвигаются от «школьного» смысла жизни (хорошо
учиться, поступить в институт) до «взрослого»
(оставить след на Земле, творить историю для
человечества, сделать открытие, узнать все о
Бермудском треугольнике, сохранить мир на Земле,
совершить подвиг).
При попытках понять смысл жизни и акме
семиклассники выходят за рамки школьной жизни,
стремятся заглянуть в будущее, осмыслить период
зрелости. Учащиеся выделяют вершины в своем
личностном и профессиональном развитии, исходя
не только из ближайших, но и отдаленных
перспектив жизненного пути.
Наблюдаются попытки установления взаимосвязи
смысла жизни и акме, хотя в большинстве случаев
они рассматриваются изолированно.
Семиклассники осознают влияние негативных
явлений в современном обществе на становление
смысла жизни своего поколения и продвижение к
акме.
Полученные данные свидетельствуют о достаточно
сложной картине реальных представлений
семиклассников о смысле жизни и акме. С одной
стороны, это весьма высокий уровень понимания
рассматриваемых феноменов. С другой стороны, эти
представления еще не получили окончательной
оформленности, четкости, устойчивости.
|