Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2001

ДАЙДЖЕСТ

Вайзер Г.А. Представления школьников о смысле жизни и акме человека.
Мир психологии. № 2 (26), 2001, с. 93—98.

Решающие сдвиги в психическом развитии ребенка происходят в кризисные периоды. Сензитивным периодом для «овладения внутренним миром» и для становления представлений о смысле жизни является подростковый возраст. Следовательно, формирование представлений о феноменах «смысл жизни человека» и «акме» (вершина в развитии человека как индивида, личности, профессионала) является важным вкладом в процесс становления личности школьников. Обращение к этим понятиям активизирует самоопределение, потребность в самоактуализации.
Достаточно полные результаты о постижении понятия «смысл жизни» семиклассниками удалось получить при их анкетировании. В качестве инструмента была выбрана анкета А.А. Бодалева и В.Э. Чудновского, которая состояла из трех блоков вопросов, направленных на: 1)выявление общих представлений о смысле жизни и акме; 2) изучение факторов, влияющих на становление смысла жизни и акме; 3) выявление некоторых особенностей становления представления о смысле жизни и акме. В ответах были выявлены прежде всего осознаваемые феномены.
Данный метод оказался высокоинформативным, благодаря тому что испытуемыми осмыслялось богатство собственного жизненного опыта и опыта своего поколения, а также богатство опыта родителей и ближайшего окружения, особенно значимых людей, а также опыта, отраженного в искусстве и литературе.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Осознание смысла жизни и акме у семиклассников происходит неравномерно. Меньше затруднений у семиклассников вызывают вопросы о смысле жизни, больше о смысле собственной жизни, акме и об акме в своей жизни. Говоря о смысле жизни, учащиеся продвигаются от «школьного» смысла жизни (хорошо учиться, поступить в институт) до «взрослого» (оставить след на Земле, творить историю для человечества, сделать открытие, узнать все о Бермудском треугольнике, сохранить мир на Земле, совершить подвиг).
При попытках понять смысл жизни и акме семиклассники выходят за рамки школьной жизни, стремятся заглянуть в будущее, осмыслить период зрелости. Учащиеся выделяют вершины в своем личностном и профессиональном развитии, исходя не только из ближайших, но и отдаленных перспектив жизненного пути.
Наблюдаются попытки установления взаимосвязи смысла жизни и акме, хотя в большинстве случаев они рассматриваются изолированно.
Семиклассники осознают влияние негативных явлений в современном обществе на становление смысла жизни своего поколения и продвижение к акме.
Полученные данные свидетельствуют о достаточно сложной картине реальных представлений семиклассников о смысле жизни и акме. С одной стороны, это весьма высокий уровень понимания рассматриваемых феноменов. С другой стороны, эти представления еще не получили окончательной оформленности, четкости, устойчивости.