Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Продолжение. Начало см. №42, 43, 2001 г.

 

ЗАНЯТИЕ 9. НОВЫЙ СОСТАВ АКТЕРОВ

Цель: поддержать положительный эмоциональный опыт группового взаимодействия.

Материалы: эмблемы героев сказки «Репка», детские стулья, поставленные в 2—3 ряда перед сценой.

Ход занятия

Ведущий. Мы продолжаем играть в театр и, как настоящие актеры, будем разыгрывать сегодня этюды. Как распределятся роли, пока неизвестно, поэтому мы все сейчас будем актерами.
Ведущий предлагает всем детям изобразить муху, выполняющую разные движения: чистит крылышки, сидит на краю тарелки с вареньем и ест, улетает от мухобойки (ведущий вместо мухобойки использует газету и осторожно подкрадывается к каждой «мухе»). После этюдов ведущий предлагает детям вернуться на стульчики.
Ведущий. Сегодня другой «режиссер» будет ставить спектакль «Репка» с другим составом актеров.
Раздаются роли, и все повторяется, как на предыдущем занятии.

ЗАНЯТИЕ 10. СНИМАЕМ КИНО

Цель: помочь детям выразить чувства, возникающие по ходу игры.

Материалы: картинки или фотографии с изображением кинокамеры; игрушки, напоминающие кинокамеру (на всех детей); бумага для рисования; фломастеры.

Ход занятия

Ведущий. Мы с вами уже два занятия репетировали спектакль и кое-чему научились. Можем изобразить кого угодно и что угодно. Давайте попробуем сейчас разыграть несколько этюдов («Распускающиеся цветы», «Потерявшийся щенок», «Два играющих котенка»). Представьте себе, что каждый из вас является цветком, присядьте и закройте глазки, а я буду солнышком. Утро только наступило, все цветы еще спят, а солнышко только первый луч на землю опустило (ведущий приседает). Солнышко постепенно поднимается, и вы начинаете тоже постепенно открывать свои лепестки.
Ведущий поднимается, раскрывает руки. «Цветы» тоже постепенно «раскрываются» — поднимаются. Ведущий может встать на стул.
Ведущий. И все цветы проснулись до конца, раскрылись навстречу солнцу. Молодцы! Какие красивые упругие цветы — здоровые, яркие и ароматные.
А теперь представьте, что здесь появился щенок. Он печальный, потому что потерялся. Каждый из вас сейчас будет потерявшимся щенком. Каждый щенок ведет себя по-своему. Покажите, что чувствует щенок и как он себя ведет.

Дети выполняют задание.
Ведущий. Действительно, очень жаль щенков. Спасибо.
А теперь разбейтесь на пары. Представьте, что вы — котята. Покажите, как котята играют в паре, бегают друг за другом, возятся. Очень веселые котята, очень милые. Какие чудесные актеры в этом театре.

Дети выполняют задание.
Ведущий. Как вы думаете, зачем люди ходят в театр?
Ответы детей:

— Посмотреть спектакль.
— Отдохнуть.

Ведущий. Что такое спектакль?
Ответы детей:

— Пьеса, разыгрываемая актерами.
— История, сказка, которую играют артисты.

Ведущий. Кто руководит спектаклем?
Ответы детей: Режиссер.
Ведущий. Чем заканчивается спектакль?
Ответы детей: Актеры кланяются, а зрители аплодируют.
Ведущий. Кто такие зрители?
Ответы детей: Те, кто пришел смотреть спектакль.
После этого ответа ведущий может дать детям задание: придумать с этими словами большое развернутое предложение.
Ведущий. Дома вы все смотрите мультфильмы и кинофильмы. Какие мультфильмы вы любите?
Ответы детей: «38 попугаев», «Винни-Пух».
Ведущий. Какая разница между мультфильмом и кинофильмом?
Ответы детей: В кинофильме снимаются люди.
Ведущий. Да, в кинофильме снимаются люди. А в мультфильме герои бывают либо нарисованные, либо кукольные.
Ведущий показывает иллюстрации из рисованных мультфильмов.
Ведущий. Еще бывают кукольные мультфильмы: там, где актеры — куклы.
Ведущий показывает фотографию человека с кинокамерой в руках.
Ведущий. Что у этого человека в руках?
Ответ детей: Кинокамера.
Ведущий. Фильмы и мультфильмы снимаются камерой на пленку.
Ведущий показывает на картинке кинопленку и кадры из фильма.
Ведущий. Изображение фиксируется (снимается) на пленку кадрами, то есть кусочками, фрагментами. Как называется человек, который снимает камерой?
Ответы детей: Оператор. Он снимает и кинофильмы, и мультфильмы.
Ведущий. Человек, который руководит работой актеров и операторов, называется режиссер, так же как и руководитель театральных постановок.
Сейчас мы все будем операторами. Выберите себе игрушку, напоминающую кинокамеру. Найдите в комнате предмет, который вы хотели бы снимать, и подойдите к нему близко-близко. Приложите кинокамеру к глазу и нажмите на кнопку или покрутите ручку.

Дети выполняют задание.
Ведущий. Когда снимают так близко, это называется «крупный план». Теперь немного отойдите от этого предмета и снимите его с расстояния. Это — «средний план». Оператор во время работы может снимать или сверху, или снизу.
Дети пробуют снимать выбранный ими предмет сверху, снизу, ходят вокруг него.
Ведущий. Бывает еще «общий план». Например, снимается вся комната со всеми предметами, но мы сегодня «общий план» снимать не будем. Вернитесь на свои места. И проявите свою пленку (на столе перед ребенком лежит чистый лист бумаги). Нарисуйте снятый предмет «крупным планом», «средним планом», сверху, снизу. Как вам хочется. Кто забыл, может снять свой предмет еще раз (1—2 мин.).
Дети рисуют. Рисунки развешиваются на стенах, и дети говорят, каким планом и с какой точки произведена съемка.
Ведущий. Спасибо. Съемка закончена. Все свободны.

ЗАНЯТИЕ 11. СНИМАЕМ КИНО (продолжение)

Цель: помочь детям представить, как действуют участники киносъемки.

Материалы: гримерные принадлежности, картинки с изображением кинокамер, зеркала, расчески, фартуки, кубики, атрибуты для героев сказки «Колобок».

Ход занятия

Ведущий. Вы освоили профессию оператора. Кто такой оператор?
Ответы детей:

— Тот, кто снимает кино, мультфильмы.
— Работает с камерой.

Ведущий. Перед тем как снимать кино, актер должен принять образ того героя, который будет сниматься в кино. Чтобы быть внешне похожим на героя фильма, нужно загримироваться. У героя есть усы, а у актера нет. Где взять усы? Вот гример и приклеивает их. Например, молодой актрисе надо изобразить Бабу-Ягу. Гример приделает ей нос крючком, наденет всклокоченный парик. Зубы заклеит — и будет она с одним зубом. Вот сегодня и попробуем загримироваться. Разбейтесь по парам. Готовы? Один из вас будет гримером, второй — актером. Гример готовит актера для роли принца или принцессы. Гримируемся перед воображаемым зеркалом. Гример причесывает актера, рисует румянец, красит губы, приклеивает длинные ресницы, пудрит нос, чтоб не блестел.
Начинаем!
Детям дается на выполнение задания 1—2 мин. Потом они меняются ролями. Если есть возможность, то можно надеть детям фартуки, дать расчески, зеркало. Пары создаются по желанию детей.
Ведущий. Теперь нам нужен самый главный человек на площадке — режиссер. Кто такой режиссер?
Ответы детей: Человек, который руководит работой актеров, операторов, гримеров.
Ведущий. Приступаем к съемкам фильма «Колобок».
Детям раздаются роли по их желанию: режиссер, помощник режиссера (использует хлопушки из двух кубиков или кирпичики из стройматериала); два оператора, снимающих с разных точек; гример; актеры по количеству ролей; остальные участники — массовка или зрители.
Режиссер (перед съемкой каждой сцены). Актеры готовы?
Ответы детей: Готовы.
Ведущий. Камера готова?
Оператор. Готова.
Ведущий находится рядом с режиссером и подсказывает ему порядок действий.
Режиссер. Дед и бабка, становитесь в центр и ведите диалог — разговаривайте.
Помощник режиссера. Дубль первый (щелкает хлопушкой).
Операторы начинают снимать так, как они хотят. В конце сцены помощник режиссера говорит: «Снято». Режиссер говорит: «Всем спасибо». Если что-то не получилось, сцена снимается снова и будет дубль-2.
Затем снимаются следующие сцены: уход колобка из дома, встреча с зайцем, встреча с волком, встреча с медведем, встреча с лисой.

ЗАНЯТИ 12. СНИМАЕМ КИНО (окончание)

Цель: помочь детям представить, как действуют участники киносъемок.

Материалы: атрибуты для ролей сказки «Колобок», игрушки, замещающие кинокамеры.

Ход занятия

Ведущий. Мы с вами уже много говорили о театре, кино, актерах и других профессиях, связанных с кино. Сейчас каждый из вас должен придумать
1—2 предложения, связанные с этой темой.

Ответы детей:

— Оператор снимает кино камерой.
— Режиссер всеми командует.

Если дети затрудняются в составлении предложений, то ведущий задает наводящие вопросы.
Ведущий. Бывает так, что другой режиссер хочет снять фильм на уже известную тему. В этом случае он приглашает других актеров, операторов и гримеров. Мы сегодня поменяемся ролями и будем снимать фильм о колобке, но в другом составе.
Распределяются роли и «снимается» фильм.
Ведущий. Всем спасибо!

Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук
Нина ТРОФИМОВА,
учитель-экспериментатор

(Продолжение следует)