КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Анри Валлон
СПб.: Питер, 2001
Книга известного французского
исследователя детства, основателя парижской
школы генетической психологии Анри Валлона
будет интересна всем, кто по роду своей
профессиональной деятельности имеет дело с
детьми. Это — второе издание одного из
классических трудов
А. Валлона (первое вышло в издательстве
«Просвещение» в 1967 году).
В работе представлена авторская концепция
детства, проанализированы основные этапы
развития психической деятельности в этот
возрастной период и механизмы перехода с одного
этапа на другой.
В каждой из трех частей монографии А. Валлон
затрагивает какую-либо фундаментальную проблему
психологии развития.
В первой части рассматривается взаимоотношение
ребенка и взрослого. Здесь же автор высказывает
мысль о решающем влиянии обучения на становление
социальных форм деятельности.
Вторая часть посвящена анализу разных форм
деятельности ребенка.
В третьей части описываются основные
функциональные ансамбли психики ребенка.
Практические психологи при желании смогут
построить свою работу с опорой на изложенные в
книге данные. Однако следует отметить, что
основное внимание автор уделяет теории и
иллюстрирует действие основных закономерностей
психического развития преимущественно на
примерах, в которых задействованы дети раннего и
дошкольного возраста.
Книга А. Валлона написана понятным языком, но это
— не легкое чтение. Автор касается вопросов
детской психологии, имеющих принципиальное
значение. В частности, он реализует целостный
подход к детству и не отделяет развития личности
от формирования познавательных процессов.
Несомненный интерес для читателя представляет
характеристика стадий психического развития
ребенка. В качестве основной движущей силы этого
развития автор выделяет взаимодействие ребенка
с социальным окружением. По мере же развития
ребенка его поведение все более зависит от
внутренних психологических детерминант. В этой
связи А. Валлон говорит о том, что внутренние
предпосылки, как правило, оказываются намного
богаче своего реального воплощения. С этой
мыслью читатель может соглашаться или нет, но в
любом случае она заставляет задуматься о
возможностях человека.
Свой подход автор называет психогенетическим. Он
считает, что существует взаимосвязь в развитии
всех основных психических функций. Именно
поэтому противоестественно фрагментарное
изучение ребенка. Эта мысль А. Валлона имеет
непосредственное отношение к практике школьной
психологической службы.
Данное издание, безусловно, представляет
ценность для психологов, разрабатывающих
теоретические вопросы психологии. В то же время
мне не хотелось бы запугивать читателей
«Школьного психолога» сложностью поднимаемых
автором проблем, а просто настроить их на
серьезное чтение.
Марина СТЕПАНОВА
|