Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКАПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

 

Анри Валлон
СПб.: Питер, 2001

 

Книга известного французского исследователя детства, основателя парижской школы генетической психологии Анри Валлона будет интересна всем, кто по роду своей профессиональной деятельности имеет дело с детьми. Это — второе издание одного из классических трудов
А. Валлона (первое вышло в издательстве «Просвещение» в 1967 году).
В работе представлена авторская концепция детства, проанализированы основные этапы развития психической деятельности в этот возрастной период и механизмы перехода с одного этапа на другой.
В каждой из трех частей монографии А. Валлон затрагивает какую-либо фундаментальную проблему психологии развития.
В первой части рассматривается взаимоотношение ребенка и взрослого. Здесь же автор высказывает мысль о решающем влиянии обучения на становление социальных форм деятельности.
Вторая часть посвящена анализу разных форм деятельности ребенка.
В третьей части описываются основные функциональные ансамбли психики ребенка.
Практические психологи при желании смогут построить свою работу с опорой на изложенные в книге данные. Однако следует отметить, что основное внимание автор уделяет теории и иллюстрирует действие основных закономерностей психического развития преимущественно на примерах, в которых задействованы дети раннего и дошкольного возраста.
Книга А. Валлона написана понятным языком, но это — не легкое чтение. Автор касается вопросов детской психологии, имеющих принципиальное значение. В частности, он реализует целостный подход к детству и не отделяет развития личности от формирования познавательных процессов.
Несомненный интерес для читателя представляет характеристика стадий психического развития ребенка. В качестве основной движущей силы этого развития автор выделяет взаимодействие ребенка с социальным окружением. По мере же развития ребенка его поведение все более зависит от внутренних психологических детерминант. В этой связи А. Валлон говорит о том, что внутренние предпосылки, как правило, оказываются намного богаче своего реального воплощения. С этой мыслью читатель может соглашаться или нет, но в любом случае она заставляет задуматься о возможностях человека.
Свой подход автор называет психогенетическим. Он считает, что существует взаимосвязь в развитии всех основных психических функций. Именно поэтому противоестественно фрагментарное изучение ребенка. Эта мысль А. Валлона имеет непосредственное отношение к практике школьной психологической службы.
Данное издание, безусловно, представляет ценность для психологов, разрабатывающих теоретические вопросы психологии. В то же время мне не хотелось бы запугивать читателей «Школьного психолога» сложностью поднимаемых автором проблем, а просто настроить их на серьезное чтение.

Марина СТЕПАНОВА