Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОКТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК

 

 

А. Айхорн
М.: Апрель Пресс, ЭКСМО, 2001

 

На российском книжном рынке книга под названием «Трудный подросток», которая к тому же, как это указано в аннотации, принадлежит перу известного зарубежного психолога, просто обречена на успех. Подростковый возраст вообще принято считать трудным, а в наше непростое время трудный, проблемный подросток — скорее правило, чем исключение. Поэтому книга наверняка привлечет внимание сотен и тысяч педагогов, психологов, родителей, озабоченных подростковыми проблемами и стремящихся понять их психологическую природу.
Увы, 99% читателей рискуют испытать разочарование. Август Айхорн (правильнее — Айххорн) — специалист весьма специфического профиля, и его работа предназначена отнюдь не массовой аудитории, а скорее узкому кругу коллег-единомышленников.
Последователь Фрейда (который даже предпослал книге собственное предисловие), Айхорн принадлежит, так сказать, ко второму эшелону психоаналитиков и известен главным образом как организатор воспитательных центров психоаналитической ориентации для несовершеннолетних правонарушителей (в книге речь идет именно о них, то есть
о категории достаточно узкой, а не просто о подростках с психологическими проблемами).
Книга увидела свет (естественно, на немецком языке) в 1925 году, в 1933 году была переведена на английский (об этом факте — если он им, конечно, известен — наши издатели скромно умалчивают). Совершенно очевидно, что венский малолетний преступник первой четверти ХХ века и российский школьник начала ХХI века психологически гораздо более различны, нежели схожи. Так что давняя работа Айхорна, упакованная как психологическая новинка, представляет скорей историко-научный интерес. Ее последнее издание на немецком языке было выпущено малым тиражом в 1987 году и по сей день потихоньку распродается.
Нашим издателям попал в руки английский текст, и перевод, вопреки элементарной издательской корректности и здравому смыслу, сделан именно с него. Похоже, издательство просто решило с наименьшими затратами снять сливки с «доконвенционного» пласта психологической литературы, который не требует покупки авторских прав.
Читатель, не разделяющий фрейдистских представлений о социализации либо просто с ними незнакомый, может поначалу заинтересоваться приводимыми в книге жизненными примерами, но на их толковании либо заскучает, либо отложит книгу в недоумении. Многим попытки выведения психологических проблем трудного подростка из подавленных инцестуальных фантазий покажутся спорными. А кому-то и само такое толкование может показаться не очень здоровой фантазией. У психоаналитиков на это готов беспроигрышный ответ: «Вы отвергаете наши выводы, потому что сами страшитесь найти в себе указанные тенденции». Найти их, кстати, при желании совсем нетрудно. Вот только одна цитата. «Существуют две тенденции в развитии эдипова комплекса — позитивная и негативная, а в некоторых случаях — смешанная». Иными словами, что бы с вами ни происходило, любую тенденцию можно вывести из одного корня.
Таким образом, книга, безусловно, будет весьма интересна психологам, тяготеющим к фрейдистской ориентации и стремящимся расширить свою эрудицию в данной сфере. Поскольку таковых сегодня в нашей стране многие тысячи, книга Айхорна, изданная довольно скромным тиражом, наверняка найдет своего читателя и будет успешно распродана.

Сергей СТЕПАНОВ