КНИЖНЫЙ ШКАФ
ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК
А. Айхорн
М.: Апрель Пресс, ЭКСМО, 2001
На российском книжном рынке книга под
названием «Трудный подросток», которая к тому же,
как это указано в аннотации, принадлежит перу
известного зарубежного психолога, просто
обречена на успех. Подростковый возраст вообще
принято считать трудным, а в наше непростое время
трудный, проблемный подросток — скорее правило,
чем исключение. Поэтому книга наверняка
привлечет внимание сотен и тысяч педагогов,
психологов, родителей, озабоченных
подростковыми проблемами и стремящихся понять
их психологическую природу.
Увы, 99% читателей рискуют испытать разочарование.
Август Айхорн (правильнее — Айххорн) —
специалист весьма специфического профиля, и его
работа предназначена отнюдь не массовой
аудитории, а скорее узкому кругу
коллег-единомышленников.
Последователь Фрейда (который даже предпослал
книге собственное предисловие), Айхорн
принадлежит, так сказать, ко второму эшелону
психоаналитиков и известен главным образом как
организатор воспитательных центров
психоаналитической ориентации для
несовершеннолетних правонарушителей (в книге
речь идет именно о них, то есть
о категории достаточно узкой, а не просто о
подростках с психологическими проблемами).
Книга увидела свет (естественно, на немецком
языке) в 1925 году, в 1933 году была переведена на
английский (об этом факте — если он им, конечно,
известен — наши издатели скромно умалчивают).
Совершенно очевидно, что венский малолетний
преступник первой четверти ХХ века и российский
школьник начала ХХI века психологически гораздо
более различны, нежели схожи. Так что давняя
работа Айхорна, упакованная как психологическая
новинка, представляет скорей историко-научный
интерес. Ее последнее издание на немецком языке
было выпущено малым тиражом в 1987 году и по сей
день потихоньку распродается.
Нашим издателям попал в руки английский текст, и
перевод, вопреки элементарной издательской
корректности и здравому смыслу, сделан именно с
него. Похоже, издательство просто решило с
наименьшими затратами снять сливки с
«доконвенционного» пласта психологической
литературы, который не требует покупки авторских
прав.
Читатель, не разделяющий фрейдистских
представлений о социализации либо просто с ними
незнакомый, может поначалу заинтересоваться
приводимыми в книге жизненными примерами, но на
их толковании либо заскучает, либо отложит книгу
в недоумении. Многим попытки выведения
психологических проблем трудного подростка из
подавленных инцестуальных фантазий покажутся
спорными. А кому-то и само такое толкование может
показаться не очень здоровой фантазией. У
психоаналитиков на это готов беспроигрышный
ответ: «Вы отвергаете наши выводы, потому что
сами страшитесь найти в себе указанные
тенденции». Найти их, кстати, при желании совсем
нетрудно. Вот только одна цитата. «Существуют две
тенденции в развитии эдипова комплекса —
позитивная и негативная, а в некоторых случаях —
смешанная». Иными словами, что бы с вами ни
происходило, любую тенденцию можно вывести из
одного корня.
Таким образом, книга, безусловно, будет весьма
интересна психологам, тяготеющим к фрейдистской
ориентации и стремящимся расширить свою
эрудицию в данной сфере. Поскольку таковых
сегодня в нашей стране многие тысячи, книга
Айхорна, изданная довольно скромным тиражом,
наверняка найдет своего читателя и будет успешно
распродана.
Сергей СТЕПАНОВ
|