МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
ЛУЧ НАДЕЖДЫ
И все-таки наши дети любят рисовать. Я
еще раз убедилась в этом, просматривая горы
рисунков, накопившиеся за четыре года работы в
коррекционном детском доме. Только многие
воспитанники поначалу об этом и не догадываются.
К нам приходят сироты и дети из крайне
неблагополучных семей. Они находятся в нашем
детском доме временно, некоторые около двух лет,
пока не прояснится их семейная ситуация. А дальше
— либо другой детский дом (уже постоянный), либо
возвращение в кровную семью, возможно, под опеку
к родственникам, либо, уж совсем редко, в приемную
семью.
Все эти дети имеют серьезный опыт неудач, обид,
горя и разочарований. Особенно драматично они
воспринимают начало жизни в нашем детском доме.
Ребенок не может выразить словами все то, что
творится у него на душе: и подходящие слова
неведомы, и нет привычки делиться с кем-то своими
переживаниями. И здесь ему на помощь могут прийти
различные виды изобразительной деятельности,
которые имеют и диагностическую, и
терапевтическую ценность.
СТРОИМ МОСТИК
Побудить наших детей к рисованию
зачастую непросто. Вначале приходится слышать
бесконечные «не хочу, не умею», «плохие краски,
плохие карандаши» и т.д. Поначалу я терпеливо
ждала подходящего момента, когда же наконец у
ребенка проснется желание рисовать. А потом
поняла, что «хочу» не может появиться там, где не
было ни опыта, ни хотя бы малейшего успеха.
Я изменила тактику, и теперь с новенькими веду
себя более решительно. Иногда бывает достаточно
уверенно сказать «надо», иногда приходится долго
упрашивать, иногда рисуем вместе, иногда я первый
раз рисую сама, а ребенок раскрашивает, иногда
новенький просто сидит и смотрит, как рисуют
другие.
В любом случае на первых порах приходится быть
изобретательной и всячески поощрять и
стимулировать изобразительную деятельность
ребенка, вплоть до «прямого подкупа» — вручения
конфеток, ластиков и карандашей. Пока не
появилась мотивация к рисованию, материальные
стимулы являются для наших детей наиболее
привлекательными.
Но обижаться не приходится, ведь это не вина, а
беда наших воспитанников: они просто не знают
своих возможностей, не привыкли регулярно
трудиться.
На групповые занятия в начале года я приглашаю
лично почти каждого. Личный контакт,
уважительное отношение к ребенку, принятие его
со всеми несчастьями и проблемами, а также
постепенное накопление им маленьких успехов и
достижений — все это приносит свои плоды:
появляется интерес к изобразительной
деятельности, загораются глаза.
И буквально через месяц-другой возникает другая
проблема — дети начинают получать удовольствие
от занятий и многих просто невозможно отправить
из кабинета.
Таким образом, занятия ребенка изобразительным
творчеством становятся своеобразным мостиком,
помогающим перейти к развитию у него
познавательной мотивации и вовлечению в другие
виды деятельности.
ЛЮБИМАЯ ТЕМА
Свободное рисование часто вызывает
серьезные затруднения у детей, они не могут
самостоятельно выбрать тему. Поэтому чаще всего
тему я предлагаю сама.
Дети с удовольствием рисуют природу,
стилизованных животных, город, машины, сказочных
персонажей, покемонов. Постепенно учимся
изображать запомнившиеся текущие события, сны,
страхи, мечты и желания.
Наши воспитанники не очень любят изображать себя
и людей. На первом этапе автопортреты и
изображения себя в различной деятельности часто
вызывают сопротивление. Также я сразу никогда не
предлагаю детям сделать рисунок своей семьи —
это слишком больная для них тема. Касаться ее
следует очень тактично и осторожно, после
возникновения доверия к психологу и желательно
на индивидуальном занятии.
Пожалуй, охотнее всего наши дети откликаются на
просьбу психолога изобразить несуществующее
животное. Оно просто выручает нас на первых
порах! Ведь его можно рисовать как угодно, не
думая о том, похоже оно на кого-либо или не похоже,
красиво или нет. Оно может быть любое. Какое
получилось, такое и живет. Как правило, дети
остаются удовлетворены результатами своей
работы и не возражают, если мы неоднократно
возвращаемся к этой теме.
НЕ ТАКОЕ, КАК ВСЕ
Какие же животные встречаются в нашем
детском доме? Несмотря на разные названия (были у
нас и Борька, и Зверг, и Рбятнис, и Трехглазый, и
Чебураторная сороконожка), можно попробовать
обобщить результаты подобного творчества.
Это одинокое или потерявшее семью животное живет
где-то далеко, на другой планете, в крайнем случае
в Англии или Австралии, без детей или детей не
любит, питается отбросами и чем попало, иногда
голодает.
Друзей или не имеет, или общается только с такими
же, как оно само. Часто никого не боится, хотя
встречаются особи, боящиеся человека, мальчишек
с палками или больших зверей. Само почти никогда
ни на кого не нападает, но если обидеть, то пощады
не жди — укусит до кости, разорвет на кусочки или,
«если будет совсем грустно», съест.
Довольно часто дети утверждают, что это животное
— не такое, как все, над ним даже иногда проводят
опыты, оно чувствует себя изгоем и мечтает стать
«нормальным». Многим не нравится такая жизнь, но
они не знают, что можно изменить. А некоторые
надеются на помощь добрых и богатых.
Все подробности я узнавала, конечно же, из
индивидуальных бесед после рисования. Этот этап
представляется мне чрезвычайно важным. В работе
с такой категорией детей его нельзя опускать.
Ведь рисунки наших воспитанников в подавляющем
большинстве примитивны и малоинформативны, с
незначительным количеством деталей. Конечно,
всегда можно проанализировать расположение
деталей на листе, качество линии, размер, общее
впечатление от рисунка. Но иногда это
впечатление и рассказ ребенка вступают в
серьезное противоречие.
АЛЕША И ЕГО ЖИВОТНЫЕ
Алеша (9 лет) в начале прошлого года
изобразил довольно безобидную на вид, несколько
тревожную, астенизированную маленькую собачку,
которую назвал Бумсик. Над ней парила многоногая
муха (см. рис. 1).
Рис. 1. Первый рисунок Алеши
Сразу же бросилось в глаза нарушение
инструкции — нарисовано два животных. Что это?
Отделение себя от других или потребность иметь
кого-то рядом? И с кем мальчик идентифицирует
себя?
Первой была изображена собачка, и о ней же Алеша
хотел рассказать в первую очередь. Вот
записанный с его слов рассказ об этом животном.
Он (Бумсик) живет в Англии, один, днем спит, а ночью
охотится. Он питается людьми, он — злой, ест людей
быстро, сразу глотает, а они потом в желудке
перевариваются. Он так быстро их съедает, что они
даже не понимают, что произошло. Он нападает сам и
для всех опасен. Ни с кем не дружит и не хочет, ему
нравится быть одному. Жизнью он не очень доволен.
Он хотел бы изменить что-то в жизни, уехать в
город, где много людей, а то люди прячутся,
уезжают, потому что знают про него. Он хочет
сделать деревню, целый город, чтобы питаться
хорошо.
Анализируя рисунок, можно предположить
заниженную самооценку при наличии определенного
уровня притязаний, устремленность в прошлое,
пассивность, тревожность, наличие «защиты»
сверху, негативное отношение к собственным
действиям, неустойчивость и проблемы с
собственным телом.
Но без анализа рассказа мальчика невозможно
предположить, что он так агрессивно относится к
людям и не доверяет им.
В жизни этот мальчик стремится к уединению.
Иногда у него бывают отдельные аффективные
вспышки. К школе относится негативно, но имеет
сохранный интеллект. Ситуация в семье ребенка
очень тяжелая. Отец живет отдельно, мама —
наркоманка, инвалид, лишена родительских прав.
Ранее Алеша находился в детском доме с двумя
сестрами, а теперь бабушка забрала их жить к себе,
а Алешу брать не хочет.
Работа с бабушкой результата не дала. И этот факт
стал для мальчика невыносимым. Чтобы вывести
Алешу из невроза, потребовались консультация
психоневролога и длительная работа всего
педагогического коллектива. Здесь были и
поддерживающая лекарственная терапия, и
регулярные занятия с психологом (песочная и
арт-терапия).
Школьную программу мальчик с помощью
дефектолога продолжал осваивать индивидуально и
по своему выбору посещал кружок ручного
творчества. Руководитель кружка проявляла много
такта и терпения при общении с Алешей, и через
некоторое время все заметили, что у мальчика
золотые руки. Он занял первое место на конкурсе
поделок. Характерна его реакция: «Только не надо
меня поздравлять при всех» — настолько
непривычна была для него роль победителя.
В течение года удалось адаптировать Алешу к
сложившейся ситуации, ему стал чаще звонить папа
(неважно, что по просьбе педагогов), его стала
брать в гости найденная вторая бабушка, иногда он
навещал маму.
Изображенное мальчиком на этом этапе
несуществующее животное — «деназавар», хотя на
вид более грозное, оказалось далеко не таким
агрессивным, как Бумсик (см. рис. 2).
Рис. 2. Рисунок Алеши через год
«Деназавар» живет один, но он дружит с
водной ящерицей, питается тем, что найдет. Может,
конечно, и человека слопать, но только если он сам
попадется. Конечно, «деназавар» — опасный, но на
клочки будет рвать, только если его как следует
разозлить. Жизнь у него нормальная, только часто
настроение плохое.
Из рисунка видно, что самооценка
ребенка выросла, хотя уровень притязаний низок и
пока еще отсутствует устойчивая позиция,
появился самоконтроль, возник интерес к мнению
окружающих о себе, появилось положительное
отношение к своей деятельности, а агрессия
приняла более открытые, вербальные формы, стала
защитной. Хотя до стабильности эмоционального
состояния еще далеко, но все же оно улучшилось. И
эти изменения были выявлены, прежде всего, с
помощью беседы.
ПОЗИТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В целом, если сравнивать рисунки одних
и тех же детей, созданные в начале их пребывания в
детском доме и через несколько месяцев жизни в
нем, то можно отметить некоторую общую тенденцию
(см. рис. 3, 4, 5, 6).
Наши несуществующие животные заметно прибавляют
в весе, у некоторых хвостики радостно загибаются
вверх, появляются уши, они обзаводятся друзьями,
становятся более энергичными и деятельными, и
многие начинают показывать зубы.
Из рассказов детей следует, что агрессия в
большинстве случаев становится защитной: «Оно на
самом деле доброе, само не нападает и не убивает,
а хочет только напугать».
Часто животные становятся более эгоцентричными,
демонстративными. Вероятно, это связано с
повышением интереса детей к самим себе.
На данном этапе уже можно прорабатывать более
серьезные темы, выносить на обсуждение личные
проблемы, а также переходить от коррекционных к
развивающим занятиям.
Рис. 3.
Первый рисунок Сергея
Рис.
4. Рисунок Сергея через несколько месяцев жизни в
детском доме
|
Рис. 5.
Первый рисунок Иры
Рис. 6. Рисунок Иры через несколько
месяцев жизни в детском доме
|
НАША СПЕЦИФИКА
Арт-терапия проводится с
воспитанниками нашего детского дома второй год,
мы с коллегами сейчас обобщаем и анализируем
накопленный опыт. И здесь невозможно не
согласиться с психологами, предупреждающими о
максимальной корректности в диагностической
работе на основе изобразительной продукции
своих подопечных.
Наблюдая за нашими воспитанниками, можно
отметить, что создаваемые образы часто являются
случайными, ситуативными и не имеют выраженной
личностной окраски. Это связано с
несовершенством познавательной сферы наших
детей, невозможностью быстро абстрагироваться
от ярких впечатлений текущего момента.
Кроме того, имеет значение неумение и нежелание
таких детей напрягаться интеллектуально, что-то
припоминать, придумывать, воображать. Гораздо
удобнее и приятнее срисовать что-то у более
продвинутого соседа, с настенной картинки или с
книги, оказавшейся под рукой.
Так, на рисунках многих детей на тему «Что я
люблю» одна за другой стали появляться груши, в
лучшем случае вместе с яблоками и другими
фруктами. Такая любовь к грушам объяснялась тем,
что на полдник давали эти самые груши.
Изображая себя в образе животного, многие дети,
даже мальчики, захотели нарисовать белочек. Как
оказалось, этому способствовали составленные
учителем трафареты.
Вслед за тюльпанами, нарисованными наиболее
интеллектуально сохранным мальчиком (см. рис. 7),
точно такие же расцвели на рисунках доброй
половины участников (см. рис. 8, 9).
Рис.
7. Тюльпаны, взятые за образец
Рис. 8.
Тюльпан-копия
|
Рис. 9. Тюльпаны-копии
|
Иногда дети просто застревают на
словах или образах ведущего, поэтому, если без
примеров не обойтись, то нашим детям нужно
предлагать достаточно широкий их спектр.
В то же время некоторые символы повторяются на
рисунках многих детей достаточно часто. К ним
можно отнести облака, тучи, ненастную погоду. На
лицах людей часто изображаются крапинки,
родинки, щетина и т.д., девочки очень часто
добавляют в сюжет зайчиков и кошечек и
всевозможные сердечки.
В заключение хочется отметить, что безоценочная,
свободная изобразительная деятельность детей
способствует гармонизации их эмоциональной
сферы, самопознанию и самовыражению. Я же смысл
своей работы вижу в том, что темнота
безысходности в душах наших воспитанников
озаряется солнечным лучом надежды.
Ирина ЖУКОВА,
педагог-психолог
коррекционного детского дома № 47,
г. Зеленоград