Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

НЕУСПЕВАЮЩИЕ ДЕТИ: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТРУДНОСТЕЙ НЕУСПЕВАЮЩИЕ ДЕТИ: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова
М.: Педагогическое общество России, 2001

 

Основная задача этой книги, по мнению авторов, — познакомить специалистов, работающих в начальной школе, с возможностями применения нейропсихологических методик для анализа развития детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в обучении.
Развитие высших психических функций в онтогенезе и созревание мозга рассматриваются авторами в единстве с формированием структурно-функциональной организации как мозга, так и психических процессов.
При таком подходе поиск причин, лежащих в основе школьной неуспешности и следующей за ней дезадаптации ребенка, не может затрагивать лишь феноменологический уровень — необходим учет как биологической, так и социальной составляющей развития ребенка.
Авторы убедительно показывают, что нейропсихологический метод исследования позволяет оценить не только состояние психических функций, но и особенности структурно-функциональной организации мозга ребенка, степень зрелости различных его отделов.
Очень важно, что в книге понятным для практика языком раскрываются непростые понятия, лежащие в основе нейропсихологии. Достаточно просто изложены и основные представления А.Р. Лурия о системной динамической локализации высших психических функций и принципе синдромного анализа.
В разделе, посвященном нейропсихологической диагностике познавательных функций, приводится оптимальный, с точки зрения авторов, комплекс методик: исследование произвольных движений (праксиса), различных видов восприятия, пространственных функций, речи, чтения, письма, внимания.
Особое место в предлагаемой работе отведено исследованию памяти и описанию разработанного для этой цели диагностического комплекса «ДиаКор». По мнению авторов, именно память может выступать в качестве базисной функции в диагностическом нейропсихологическом обследовании.
Данная работа является чрезвычайно актуальной именно сейчас. С одной стороны, среди педагогов-психологов возрастает интерес к возможностям нейропсихологической диагностики, а с другой — нейропсихологический подход либо чрезмерно упрощается, либо идеализируется как единственно правильный. Книга Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе и Е.Ю. Балашовой в определенном смысле ставит многое на свои места.

Наталья СЕМАГО