КНИЖНЫЙ ШКАФ
НЕУСПЕВАЮЩИЕ ДЕТИ:
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова
М.: Педагогическое общество России, 2001
Основная задача этой книги, по мнению
авторов, — познакомить специалистов, работающих
в начальной школе, с возможностями применения
нейропсихологических методик для анализа
развития детей младшего школьного возраста,
имеющих проблемы в обучении.
Развитие высших психических функций в
онтогенезе и созревание мозга рассматриваются
авторами в единстве с формированием
структурно-функциональной организации как
мозга, так и психических процессов.
При таком подходе поиск причин, лежащих в основе
школьной неуспешности и следующей за ней
дезадаптации ребенка, не может затрагивать лишь
феноменологический уровень — необходим учет как
биологической, так и социальной составляющей
развития ребенка.
Авторы убедительно показывают, что
нейропсихологический метод исследования
позволяет оценить не только состояние
психических функций, но и особенности
структурно-функциональной организации мозга
ребенка, степень зрелости различных его отделов.
Очень важно, что в книге понятным для практика
языком раскрываются непростые понятия, лежащие в
основе нейропсихологии. Достаточно просто
изложены и основные представления А.Р. Лурия о
системной динамической локализации высших
психических функций и принципе синдромного
анализа.
В разделе, посвященном нейропсихологической
диагностике познавательных функций, приводится
оптимальный, с точки зрения авторов, комплекс
методик: исследование произвольных движений
(праксиса), различных видов восприятия,
пространственных функций, речи, чтения, письма,
внимания.
Особое место в предлагаемой работе отведено
исследованию памяти и описанию разработанного
для этой цели диагностического комплекса
«ДиаКор». По мнению авторов, именно память может
выступать в качестве базисной функции в
диагностическом нейропсихологическом
обследовании.
Данная работа является чрезвычайно актуальной
именно сейчас. С одной стороны, среди
педагогов-психологов возрастает интерес к
возможностям нейропсихологической диагностики,
а с другой — нейропсихологический подход либо
чрезмерно упрощается, либо идеализируется как
единственно правильный. Книга Н.К. Корсаковой,
Ю.В. Микадзе и Е.Ю. Балашовой в определенном
смысле ставит многое на свои места.
Наталья СЕМАГО
|