Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ,
ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

 

И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова
Минск: Тесей, 1999

 

Это издание посвящено социальному сиротству — одному из самых тяжелых недугов нашего общества.
Свою задачу авторы видят в повышении психологической культуры и чувства ответственности взрослых, взаимодействующих с детьми, пережившими психические травмы, утраты и лишения. Цель, безусловно, достойная. Да вот только знакомство с нашей системой воспитания социальных сирот не внушает оптимизма. С другой стороны, если об этом не говорить, тогда уж точно ничего не изменится.
Первая глава книги посвящена депривации во всех ее проявлениях: сенсорной, двигательной, материнской и психосоциальной. Пытаясь ответить на вопрос об обратимости последствий депривации, авторы анализируют материалы многочисленных психоаналитических, бихевиористски ориентированных и этологических исследований этого феномена, оценивают его влияние на психическое развитие ребенка, приводят типологию депривированной личности.
Во второй главе описывается динамика психологического развития ребенка, оказавшегося в ситуации депривации, от младенчества до окончания школы. Результаты исследований убедительно доказывают наличие значительных отклонений от нормального хода развития у таких детей, начиная уже с младенческого возраста. При этом, по мнению авторов, речь идет не о простом отставании или недоразвитии некоторых психологических новообразований, а о «формировании... принципиально иных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться к жизни в особых условиях».
В третьей главе рассматриваются различные последствия детских психотравм: смерти родителей, их алкоголизма, сексуального и физического насилия, оскорблений и унижений. Авторы описывают реакции ребенка на травму и защитные механизмы, помогающие совладать с ее последствиями.
Четвертая глава посвящена исследованию психологических проблем депривированных детей. Весьма ценными для приемных родителей и для работников детских домов и приютов могут оказаться рекомендации, предлагаемые авторами. Смысл их — научить взрослых гуманистическому, а порой и психотерапевтическому подходу к страдающему ребенку. Ведь обычно воспитателю неясны истинные мотивы и переживания ребенка, он фиксирован только на внешней стороне его поведения и заинтересован в послушании и «удобности» воспитанника.
В последней, пятой главе излагаются представления о семье как системе. Адресована она преимущественно приемным родителям. Здесь описываются структура и механизмы функционирования семейной системы: правила и нормы, роли, которые исполняют члены семьи, стили семейного воспитания и влияние порядка рождения на формирование личности ребенка. Довольно много внимания уделяется роли отца в воспитании, что кажется мне очень актуальным для нашей социальной ситуации. Здесь же рассматриваются специфические проблемы, возникающие при усыновлении.
Мне кажется, что книга как-то вдруг обрывается на самом интересном месте, когда авторы от пересказа чужих текстов переходят к изложению собственного видения проблемы и своих оригинальных идей. Но, с другой стороны, это заставляет активизировать собственные «серые клеточки».
Среди недостатков книги не могу не отметить отсутствие естественного для таких изданий списка литературы.
Книга, безусловно, полезна. Хочется верить, что она все же дойдет до своего читателя — того, кому она предназначена, — педагога детского дома.

Ольга ДИАНОВА