Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДНЫХ ШКОЛЬНИКОВПСИХОЛОГИЯ ТРУДНЫХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

В.Г. Степанов
М.: Изд. центр «Академия», 2001

 

Жанр учебного пособия для студентов, в котором написана книга, предполагает соблюдение определенных требований к содержанию. Поэтому школьным психологам, замученным проблемами трудных школьников, не следует ожидать от В.Г. Степанова конкретных рецептов и коррекционных программ. Однако тот факт, что издана книга уже в третий раз, безусловно, должен вызвать интерес. Да и тридцатитысячный тираж для психологического труда считается весьма значительным.
Чем же эта работа привлекательна? Пытливый читатель, которому интересны ответы не только на вопросы «что делать?» и «как воздействовать?», но и на более глубокие — «почему дети становятся трудными?», «какие типы трудных детей можно выделить?», «что вообще понимать под «трудностью» детей и подростков?», найдет в этой книге некоторые ответы.
Автор не претендует на окончательную истину: он неторопливо и профессионально излагает свою точку зрения, с самого начала предупредив читателя об опасности «дурной рецептурности». В.Г. Степанов на основе анализа новейшей литературы пересматривает и уточняет содержание ряда распространенных понятий, во многом сейчас переосмысленных: «коллективизм», «индивидуализм», «эгоизм», «активность», «пассивность» и т.п.
Поскольку книга адресована студентам педагогических вузов, автор считает важным представить читателям широкий диапазон психолого-педагогических методов изучения и воздействия на личность трудного учащегося. В.Г. Степанов показывает, что в работе с разными типами трудных школьников — ленивыми, недисциплинированными, грубыми и т.д. — необходимы разные формы и методы воздействия.
Думается, что автору удалось не впасть в другую крайность, характерную для многих работ отечественных теоретиков: свести разговор к общим закономерностям воспитания, возлагая целиком на практиков задачу создания конкретных психолого-педагогических технологий. В тексте можно найти психологический анализ типичнейших случаев проявления трудностей в поведении школьников, указание на возможные причины их возникновения, перечисление конкретных способов коррекции.
Мне показалась очень интересной глава о трудных школьниках из неформальных групп. В ней описывается краткая история молодежных неформальных групп на Западе и в России, а также способы реализации индивидуального подхода к школьникам-неформалам. Знания обо всем этом чрезвычайно важны, так как формальных, то бишь социально ориентированных организаций, после «смерти» пионерии и комсомола почти не осталось, а вот число неформальных значительно расширилось.
Я хорошо знаком с предыдущими изданиями книги В.Г. Степанова. В этой работе я обнаружил важные изменения и добавления. Так, появился чрезвычайно интересный раздел о садизме и мазохизме как важнейших социально-психологических типах девиации. По-моему, впервые в литературе о трудных школьниках анализируются психологические проблемы больных детей и детей-инвалидов.
Думаю, что для психологов эта книга будет весьма полезной.

Игорь ВАЧКОВ