КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
В.Г. Степанов
М.: Изд. центр «Академия», 2001
Жанр учебного пособия для студентов, в
котором написана книга, предполагает соблюдение
определенных требований к содержанию. Поэтому
школьным психологам, замученным проблемами
трудных школьников, не следует ожидать от В.Г.
Степанова конкретных рецептов и коррекционных
программ. Однако тот факт, что издана книга уже в
третий раз, безусловно, должен вызвать интерес.
Да и тридцатитысячный тираж для
психологического труда считается весьма
значительным.
Чем же эта работа привлекательна? Пытливый
читатель, которому интересны ответы не только на
вопросы «что делать?» и «как воздействовать?», но
и на более глубокие — «почему дети становятся
трудными?», «какие типы трудных детей можно
выделить?», «что вообще понимать под
«трудностью» детей и подростков?», найдет в этой
книге некоторые ответы.
Автор не претендует на окончательную истину: он
неторопливо и профессионально излагает свою
точку зрения, с самого начала предупредив
читателя об опасности «дурной рецептурности».
В.Г. Степанов на основе анализа новейшей
литературы пересматривает и уточняет содержание
ряда распространенных понятий, во многом сейчас
переосмысленных: «коллективизм»,
«индивидуализм», «эгоизм», «активность»,
«пассивность» и т.п.
Поскольку книга адресована студентам
педагогических вузов, автор считает важным
представить читателям широкий диапазон
психолого-педагогических методов изучения и
воздействия на личность трудного учащегося. В.Г.
Степанов показывает, что в работе с разными
типами трудных школьников — ленивыми,
недисциплинированными, грубыми и т.д. —
необходимы разные формы и методы воздействия.
Думается, что автору удалось не впасть в другую
крайность, характерную для многих работ
отечественных теоретиков: свести разговор к
общим закономерностям воспитания, возлагая
целиком на практиков задачу создания конкретных
психолого-педагогических технологий. В тексте
можно найти психологический анализ типичнейших
случаев проявления трудностей в поведении
школьников, указание на возможные причины их
возникновения, перечисление конкретных способов
коррекции.
Мне показалась очень интересной глава о трудных
школьниках из неформальных групп. В ней
описывается краткая история молодежных
неформальных групп на Западе и в России, а также
способы реализации индивидуального подхода к
школьникам-неформалам. Знания обо всем этом
чрезвычайно важны, так как формальных, то бишь
социально ориентированных организаций, после
«смерти» пионерии и комсомола почти не осталось,
а вот число неформальных значительно
расширилось.
Я хорошо знаком с предыдущими изданиями книги
В.Г. Степанова. В этой работе я обнаружил важные
изменения и добавления. Так, появился
чрезвычайно интересный раздел о садизме и
мазохизме как важнейших
социально-психологических типах девиации.
По-моему, впервые в литературе о трудных
школьниках анализируются психологические
проблемы больных детей и детей-инвалидов.
Думаю, что для психологов эта книга будет весьма
полезной.
Игорь ВАЧКОВ
|