Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2001

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

РОЖДЕНИЕ ЛИЦЕЯ

Опыт психологического сопровождения лицейского класса для девочек, работающего в режиме пансиона, с углубленным изучением английского и турецкого языков

В 2000 году в школе № 130 был открыт лицейский класс для девочек. Мне предложили психологическое сопровождение этого класса. Работа оказалась интересной и необычной. Дело в том, что редко в Санкт-Петербурге встретишь школу, в которой девочки, прошедшие серьезный конкурс по математике и английскому языку, живут в условиях пансиона, а преподавание базовых дисциплин естественно-математического цикла (математики, физики, химии, биологии) ведется на английском языке иностранными специалистами.

ПОНИМАНИЕ БЕЗ СЛОВ

Первое полугодие в восьмом классе полностью посвящено углубленному изучению английского и турецкого языков. Во втором полугодии ученицы уже готовы изучать на английском языке остальные дисциплины.
Девочки имеют постоянную языковую практику на английском и турецком с преподавателями и турецкими воспитателями. Нестандартность ситуации усиливает и то, что многие турецкие преподаватели недавно приехали в Россию и не владеют русским языком. Общение происходит, как правило, на английском.
Можете себе представить, как я себя чувствовала: 15 лет назад я завершила скромную языковую подготовку в советском вузе. Здесь я приобрела интересный опыт. У меня не было времени специально заниматься моим английским, но тем не менее из закоулков памяти всплывали нужные слова, они дополнялись невербальными средствами общения, и каждый раз, к моему удивлению, мы с преподавателями иностранных языков понимали друг друга.
Проявляемые турецкими коллегами терпение и доброжелательность постепенно рассеяли мою настороженность.
А задачи возникали и возникали. Прежде всего нужно было научиться доверять друг другу.

ПРАВИЛА ОБЩЕЖИТИЯ

Тревога родителей за своих девочек трансформировалась в тревогу детей за родителей: «Вдруг мама или папа заболеют, а мы не сможем позаботиться о них...» Девочки стремились «оправдать доверие родителей», оплативших проживание дочерей в лицее (оплату обучения взял на себя фонд «Tolerance»). Они стремились подольше заниматься вечером и пораньше проснуться и что-то доучить утром.
Интенсивное одновременное изучение двух языков приводило к путанице букв и слов, соперничество в учебе — к трениям в межличностных отношениях. Внутренние конфликты часто воспринимались как конфликты с подругами, объективные различия в культурах — как давление.
Девочки жили по четыре человека в комнате. Границы между комнатами воспринимались ими очень жестко. Границы комнат были границами в классе. Девочки, жившие в разных концах коридора, считали, что живут далеко друг от друга.
Это было удивительно, так как большую часть времени они проводили вместе в учебных комнатах, в комнате отдыха, в столовой.
Сначала мы подбирали коллективы в комнатах, чтобы девочки подходили по характеру и могли поддерживать друг друга. Оказалось, что самостоятельно они не могут сформировать удачную компанию.
Интересно, что знавшие друг друга до обучения в лицее иногда конфликтовали сильнее, чем ранее незнакомые. Иллюзии ожидаемой поддержки не оправдывались, а проявление самостоятельности при этом было снижено.
Для создания сплоченного коллектива мы стали целенаправленно работать на «размывание» границ, включать пансионерок из разных комнат в совместную деятельность на уроке и после уроков, переселили девочек одной из комнат в другую.

ДИНАМИКА ПРОБЛЕМ

В свободное от учебы время все ученицы участвовали в занятиях, организованных по методу сказкотерапии, где они имели возможность говорить о своих чувствах, выражать их в рисунках, обнаруживать проекции, научиться расслабляться.
Умение расслабляться было важно и для лучшего усвоения языков. Один-два раза в неделю я проводила сеансы релаксации.
Каждый день на консультации приходили 3–4 девочки. К середине года проблематика изменилась. Если сначала дети искали поддержки, то через некоторое время им потребовалось пространство для проявления самостоятельности. Их тяготила опека и «смешные советы родителей», им захотелось иметь более четкую собственную границу. Стали распадаться пары, образованные по принципу компенсации.
В это время мы много работали с чувствами обиды и вины. Девочки стали искать подруг, с которыми было бы интересно общаться. Образовались группы. Я начала обучение техникам общения, умению слушать и быть услышанным.
Во второй половине года тематика консультаций обновилась: «Как учиться с наибольшей результативностью? Как быть успешной?» В это время уже добавились предметы естественно-математического цикла. Школьницам предстояло за полгода на английском языке освоить почти всю программу восьмого класса на уровне выше среднего.
Мы искали оптимальный темп, выверяли стиль учебы, подбирали приемы запоминания, способы поиска ошибок и работали с самооценкой.
Первый раз в жизни я видела подростков с такой высокой учебной мотивацией. Однако чем самостоятельнее они становились, тем меньше им хотелось следовать требованиям дисциплины. Если в первом полугодии задачей воспитателей было поддержать, то во втором — удержать.

ГРАНИЦЫ ЭГОЦЕНТРИЗМА

Самым актуальным стало разделение ответственности. По нашему предложению девочки выбрали актив класса. Это был самый удачный выбор из всех возможных. В актив были избраны ученицы, имевшие, по моим социометрическим исследованиям, самый высокий статус, успешные в учебе, почти не имевшие замечаний по дисциплине. Но на наше предложение разделить с нами руководство классом каждая ответила приблизительно так: «Я бы с удовольствием это сделала, если бы было больше времени. Мне некогда...»
Перед нами возникла задача, как, не снизив учебной мотивации, нацелить девочек на создание традиций лицея.
В этом году мы открыли очередной восьмой класс. По техническим причинам новенькие начали учебу немного позже, чем девятиклассницы. Старшие ожидали младших настороженно.
Мы собрали девятиклассниц и предложили им вспомнить себя год назад: что было хорошего, какие были трудности, как удалось их преодолеть.
Наше предложение курировать восьмиклассниц первоначально получило отпор: «Мы справились, и они справятся...» От группы к группе, от встречи к встрече мы говорили о важности традиций, напоминали о терпении и опеке, которые проявляли взрослые год назад. И наконец прозвучал долгожданный, несколько агрессивный вопрос: «Как я должна ее поддерживать? Ходить за ней, что ли?» Через два дня старшие водили младших по лицею. Границы эгоцентризма начали слабеть.
Лицей рождается на моих глазах. Бывало, что для успешного и быстрого результата мне недостаточно было оставаться в рамках компетенции психолога, иногда я становилась психотерапевтом, иногда конфликтологом, иногда воспитателем, а бывало, что и администратором. Но последние две роли я старалась аккуратно передавать тем, кому они по праву принадлежат.

Елена ОЛЕШКО,
педагог-психолог школы № 130
с углубленным изучением
иностранных языков,
г. Санкт-Петербург