КТО ЕСТЬ?
Я всегда стараюсь различать — кто я
есть в действительности и каким меня видят
другие. Других ведь — неопределенное количество,
и каждый видит меня на свой лад. Как я с этим
примирюсь — второй вопрос; но я навсегда
останусь тем, кто я есть в действительности. Один
меня переоценивает, от этого я не стану лучше;
другой недооценивает меня, от этого я не стану
хуже или незначительней. Тот, у кого есть хотя бы
небольшой жизненный опыт, знает, как доброе имя
человека можно испоганить сплетнями, злословием
или клеветой. Как подумаешь, чего только о нас не
говорят! Чего только не поведает глупейшая
сплетня, чего не сумеет выдумать злостная
клевета. Невероятно. Часто бесстыдно. Если это
слышит юноша, он возмущается и мечет искры;
зрелый мужчина презрительно отметает наветы;
пожилой замкнется и бровью не поведет. Глупые или
злые люди мелют вздор, что зачастую вовсе нелегко
вынести; однако каждый должен однажды глубоко
прочувствовать, что, несмотря ни на что, он
остается тем, кем является в действительности.
Надежда всем понравиться наивна и
бесперспективна, так же как и желание, чтобы тебя
все видели в верном свете и оценивали
справедливо. Это особенно относится к нашему
полному страстей бурному времени. Чем сложнее,
тоньше и глубже внутренняя сущность человека и
чем эффектнее его внешность, тем менее верно его
нередко воспринимают, тем несправедливее
оценивают. Нам, обычным людям, конечно, легче: кто
интересуется нами? Кто станет нам завидовать
сверх меры? Ведь воробьи — и те пролетают мимо
нас равнодушно. А тем не менее мы имеем дело с
«кривым зеркалом» общественного мнения,
утверждаемся по отношению к нему и защищаемся от
него.
Нам надо раз навсегда примириться с тем, что
каждый из нас носит в себе «отображение»
(«имаго») и что это «отображение» не является
«подобием». Мы не должны гоняться за своими
отображениями в чужих душах, чтобы их подправить
или украсить. Скорее целесообразно великодушно и
благородно предоставить всем людям «право на
заблуждение» в этом отношении и не взваливать на
себя обязанность правдивой «ретуши». Стоит
представить себе, какой бы это был сумасшедший
дом, если бы все гнались за тем, чтобы залатать
или украсить свой собственный «имаго» в
соответствующей чужой душе, — недостойное
занятие для людей с комплексом неполноценности.
Неверно ставить свое бытие в зависимость от
чужих людей; доверять собственное достоинство
чужой близорукости или враждебности; позволить
исчезнуть центру личной жизни. Бытие стоит
впереди видимости, а элемент обманчивости
неотделим от существования видимости. Мое бытие
должно быть верным, тогда пусть моя видимость
будет неверной. Я не то, что говорят, а возможно,
шепчут или кричат обо мне другие. Я нечто гораздо
большее, чем перекрестье их непонятливых,
злобных, низких фантазий.
Но все же кто я? Я то, что я искренне есть. Я то, о
чем от всего сердца откровенно, не колеблясь,
высказываюсь. Я то, на чем моя сущность
сосредоточивается в любви и возносит молитву.
Меня надо искать там, где во мне исчезают боязнь и
страх. Меня можно найти там, где во мне созревают
судьбоносные решения, где начинаются
решительные и смелые поступки моей жизни. Я там,
где действую; я то, что делаю. Тут я
«действ-ительно»; и это также моя
«действ-ительность». Я — мое «око». Я — мое
«сердце». Я — мое «слово», которое образуется из
«понимания» сердца. Я — мое «деяние», которое
следует моему оку, сердцу, слову. И если все это
есть я, тогда мне недостает лишь последней
уверенности, что это действительно я. А если у
меня эта уверенность есть, тогда я ношу в себе
истинный источник своего личного достоинства, и
меня не выведут из себя чужие пересуды и
лепетанье.
И если обманчивая видимость сбивает с толку и
правит миром, меня она не сможет ни соблазнить, ни
захватить врасплох. «На том стою. И не могу иначе.
Да поможет мне Бог. Аминь». Мир можно исцелить
лишь духовным достоинством и верностью, лишь
мужеством быть тем, кто ты есть.
Иван ИЛЬИН,
1938 г.
Перевод с немецкого О.В. Колтыпиной