КНИЖНЫЙ ШКАФ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СЕМИ ЛЕТ
Под ред. Е.О. Смирновой
М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001
Название книги говорит само за себя —
в этом издании рассказывается о развитии
отношения детей к окружающим людям на самых
ранних этапах онтогенеза. Авторы книги —
сотрудники лаборатории психологии дошкольного
возраста Психологического института РАО —
знакомят читателей, во-первых, с общими
возрастными закономерностями развития
межличностных отношений ребенка от рождения до
семи лет, во-вторых, с результатами собственного
исследования индивидуальных вариантов
взаимоотношений ребенка со взрослым и
сверстниками.
Понятно, что данное издание будет полезным для
педагогов и психологов, работающих с детьми
раннего и дошкольного возраста. Однако книга,
наверное, окажется интересной и для школьных
психологов хотя бы потому, что все мы родом из
детства.
Психологу, работающему с детьми младшего
школьного возраста, данная книга расскажет о
сложных и противоречивых отношениях
дошкольников друг к другу, которые, безусловно,
влияют на последующее социальное поведение
ребенка.
Авторы не только обобщают накопленный в
психологии теоретический и экспериментальный
материал по обсуждаемой проблеме, но и
высказывают собственную точку зрения по ряду
вопросов, реализуя и развивая подход, заложенный
М.И. Лисиной.
В частности, по их мнению, одним из важных
образований дошкольного возраста является
формирование у ребенка субъектного отношения к
себе и сверстникам (в отличие от объектного
отношения). Главным и ключевым условием
появления этого образования является
личностное, субъектное отношение к ребенку
близких взрослых.
В случае нарушения развития возникают
проблемные формы межличностных отношений —
повышенная конфликтность, застенчивость,
агрессивность, отверженность ребенка в группе
сверстников. Рассматривая эти особенности
поведения детей, авторы не ограничиваются их
констатацией, а стараются проникнуть в
психологическую природу описываемых явлений.
Они как бы рисуют психологический портрет
застенчивого ребенка, агрессивного ребенка и т.п.
Школьные психологи, имеющие дело с проблемными
детьми, смогут воспользоваться этой информацией,
для того чтобы найти причины возникновения
проблем.
В книге поднимаются не только психологические
проблемы, но и этические. Авторы ставят перед
взрослым задачу помочь ребенку полноценно
прожить все этапы детства. Они считают, что в
вопросах формирования межличностных отношений
традиционные методы педагогики малоэффективны,
здесь нужен особый психолого-педагогический
подход. Разве эта проблема не является общей для
всех школьных психологов, вне зависимости от
того, с какой возрастной категорией они работают?
Марина СТЕПАНОВА
|