Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СЕМИ ЛЕТМЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СЕМИ ЛЕТ

 

 

Под ред. Е.О. Смирновой
М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001

 

Название книги говорит само за себя — в этом издании рассказывается о развитии отношения детей к окружающим людям на самых ранних этапах онтогенеза. Авторы книги — сотрудники лаборатории психологии дошкольного возраста Психологического института РАО — знакомят читателей, во-первых, с общими возрастными закономерностями развития межличностных отношений ребенка от рождения до семи лет, во-вторых, с результатами собственного исследования индивидуальных вариантов взаимоотношений ребенка со взрослым и сверстниками.
Понятно, что данное издание будет полезным для педагогов и психологов, работающих с детьми раннего и дошкольного возраста. Однако книга, наверное, окажется интересной и для школьных психологов хотя бы потому, что все мы родом из детства.
Психологу, работающему с детьми младшего школьного возраста, данная книга расскажет о сложных и противоречивых отношениях дошкольников друг к другу, которые, безусловно, влияют на последующее социальное поведение ребенка.
Авторы не только обобщают накопленный в психологии теоретический и экспериментальный материал по обсуждаемой проблеме, но и высказывают собственную точку зрения по ряду вопросов, реализуя и развивая подход, заложенный М.И. Лисиной.
В частности, по их мнению, одним из важных образований дошкольного возраста является формирование у ребенка субъектного отношения к себе и сверстникам (в отличие от объектного отношения). Главным и ключевым условием появления этого образования является личностное, субъектное отношение к ребенку близких взрослых.
В случае нарушения развития возникают проблемные формы межличностных отношений — повышенная конфликтность, застенчивость, агрессивность, отверженность ребенка в группе сверстников. Рассматривая эти особенности поведения детей, авторы не ограничиваются их констатацией, а стараются проникнуть в психологическую природу описываемых явлений. Они как бы рисуют психологический портрет застенчивого ребенка, агрессивного ребенка и т.п. Школьные психологи, имеющие дело с проблемными детьми, смогут воспользоваться этой информацией, для того чтобы найти причины возникновения проблем.
В книге поднимаются не только психологические проблемы, но и этические. Авторы ставят перед взрослым задачу помочь ребенку полноценно прожить все этапы детства. Они считают, что в вопросах формирования межличностных отношений традиционные методы педагогики малоэффективны, здесь нужен особый психолого-педагогический подход. Разве эта проблема не является общей для всех школьных психологов, вне зависимости от того, с какой возрастной категорией они работают?

Марина СТЕПАНОВА