Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2001

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Родителям, психологам и педагогам часто приходится сталкиваться с детской ложью. У нее есть разные причины: страх наказания, уход от реальности, проявление косвенной агрессии и др. Однако во всех случаях наблюдается внутриличностный конфликт, потребность изменить существующее положение. С точки зрения ребенка, использование лжи является единственным выходом из данной конфликтной ситуации.
Часто проблема лжи существует в семьях, где преобладают авторитарный стиль воспитания и жесткие принципы жизни.
Возможно, что взрослые сами частенько скрывают что-то от близких или знакомых, бывают неискренними в разговорах, в поступках.
Подростки иногда искажают горькую правду, чтобы не расстроить своих родителей или избежать неприятных конфликтов с ними.
Однако конфликты в этом случае неизбежны, их частота и сила постепенно возрастают, так как ложь способствует увеличению отчуждения. Появляется замкнутый круг во внутрисемейных разбирательствах: чем больше ребенка ругают за ложь, тем больше он врет. Ему самому остановиться иногда бывает просто невозможно, если ложь закреплялась длительное время.
Такие ребята в откровенных разговорах с психологом выражают негативное отношение к этому качеству, стремясь «начать завтра новую, честную жизнь». Они действительно пытаются это сделать, но через некоторое время вновь возвращаются к вранью.
Часто ложь соседствует с другими патологическими чертами характера, с девиантным поведением. С ложью бесполезно бороться методами наказания. Необходимо искать причины появления лжи, формировать другие модели разрешения конфликтных ситуаций, терпеливо пытаться понять ребенка, принять его и помочь ему.
Ребенку можно помочь справиться с собственной ложью, используя сказкотерапию. Для младшего школьника и подростка важно, чтобы предложенный метод использовался индивидуально, без свидетелей. Например, педагог или психолог может рассказать историю про Лисенка. Нужно сделать это без осуждения и без нотаций. Потом должно пройти некоторое время, и психолог сможет подойти поближе к разрешению проблем данного ребенка, предложить ему комплексную помощь.

ПАУТИНА ЛЖИ

В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Причиной разногласий было воспитание маленького Лисенка. На самом деле Лисенок был уже достаточно взрослым, но папа Лис и дедушка Лис называли его маленьким. Вероятно, потому, что взрослые порой не замечают, как вырастают их дети.
Так вот, дедушка считал, что воспитывать настоящего Лиса очень сложное дело. Лис должен знать три правила хитрости.

1. Во всем находить собственную выгоду.
2. Уметь ловко обмануть даже ближнего.
3. Уметь избежать неприятностей, «выйти сухим из воды».

Папа Лис был противником таких хитростей. Он твердил, что это правила для одиночек. А сейчас другое время, когда одному трудно живется и нужна помощь друзей и близких. Поэтому Лис может использовать свою фантазию, чтобы радовать друзей новыми играми и историями.
Лисенок прислушивался к этим спорам и размышлял: «Кто же из них прав, дедушка или папа?»
Что касается дедушки, то он был действительно одиночкой Лисом, его считали самым хитрым Лисом во всей округе. Друзей у него не было, потому что кому же понравится, чтобы его постоянно дурачили. Дедушка твердил, что никто ему не нужен, но Лисенок-то понимал, что это от гордости или от отчаянья, и порой замечал у старого Лиса грустный, тоскливый взгляд в пустоту.
У папы все по-другому. Обманывать, как говорит дедушка, папа совсем не умеет. Сам папа объяснял, что он просто не хочет этого делать, так как ложь всегда становится явной, то есть обнаруживается окружающими. А для папы очень важно, чтобы ему доверяли его друзья и близкие. И папу за это многие любят, а больше всех, конечно, Лисенок. Но иногда Лисенка одолевают сомнения, и он продолжает использовать правила хитрости старого Лиса. Лисенок любит также рассказывать своим друзьям фантастические истории.
— Может быть, соединить в себе хитрость и фантазию? — как-то высказал свою позицию Лисенок вслух.
— И будешь Лисенком-одиночкой! — протараторила в ответ Сорока.
— Но как же мне быть? — спросил ее Лисенок. — Я ведь уже научился врать, хитрить, значит, обратной дороги нет?
— Маленький Лисенок, — смеялась Сорока. — Выбор за тобой, твое решение и будет новой дорогой. Но торопись, слава лгуна быстро и навсегда может прилипнуть к тебе.
— Я подумаю над этим завтра! — решил Лисенок, и стало ему легко оттого, что он перехитрил свою проблему.
Маленький Лис перенес это на другой день...
Но вот наступил этот день. Он вспомнил о своей проблеме.
— Как же быть, что выбрать? — вновь задал себе вопрос Лисенок.
В школе Лисенок был очень рассеянным, потому что продолжал думать об этом. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У Лисенка раньше не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.
— Что с тобой случилось, не заболел ли ты? — поинтересовался учитель Еж.
— Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть живой, — почему-то вырвалось у Лисенка.
— Твой дедушка болен? — спросили ребята.
— Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, — продолжал придумывать Лисенок.
И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и утопал в трясине лжи.
Но все ученики верили и сочувствовали Лисенку.
— Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой, — предложил учитель. — Твой дедушка нуждается в тебе. Больному любовь и забота помогают выздоравливать.
Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса.
По пути домой Лисенок уже забыл о своей выдуманной истории, глубоко вдохнул зимнюю свежесть, стал лепить снежки и бросать их в цель. Снег задорно скрипел под ногами. Домой Лисенок вошел веселым и беззаботным.
— Почему ты так рано пришел? — спросил внука дедушка Лис. Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисенка.
— Я?.. — растерялся Лисенок.
— Наш учитель заболел! — прошептал он.
— Как заболел? Что-то серьезное? — забеспокоился старый Лис.
— Да, наверное! — продолжал Лисенок, удивляясь своей сообразительности и находчивости.
— Плохо, очень плохо, — проворчал дедушка, — жаль мне учителя Ежа, пусть выздоравливает поскорее!
Лисенок немного покрутился около дедушки, наблюдая за ремонтом стула, а потом занялся делами, довольный своей удачной выдумкой.
А тем временем в школе закончились уроки, и учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя поближе, Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку. Учитель немного удивился, подумал, что ему показалось: ведь как это можно веселиться, если болен любимый человек? Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте.
Еж так и остался стоять на месте как вкопанный.
Лис заметил гостя и тоже не мог понять, что происходит.
— Я рад, что вам уже лучше! — произнес наконец-то учитель.
— А вам? — спросил удивленный дедушка.
В этот момент Лисенок услышал голоса и с любопытством выглянул во двор. Но сообразив, что произошло, быстро шмыгнул в свою комнату и прыгнул на кровать.
— Сейчас что-то будет, — шептал Лисенок.
— Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только приснилось! Да, я сейчас проснусь, и все будет как прежде, — пытался упокоить он себя.
Но это был не сон, а самая настоящая реальность. Лисенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но кроме боли ничего не почувствовал.
Слезы сами катились по пушистым щечкам Лисенка. Ноющее чувство стыда и страха поселилось в его душе.
— Что же там происходит? О чем они говорят? Что собираются со мной делать? — спрашивал сам себя Лисенок.
Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разговаривали. Лисенок слышал только слова, которые повторял несколько раз старый Лис:
— Да, что посеешь, то и пожнешь!
Что ответил Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать. Но он мог только догадываться! Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать. Вдруг он почувствовал, что его кто-то коснулся. Лисенок приподнял голову и увидел учителя.
— Ложь похожа на паука, который, пробравшись в уголок, украдкой начинает плести липкую паутину, — тихо произнес учитель. — Сначала это может показаться забавной игрой, но потом врун начинает понимать, что запутался, а выбраться из паутины не хватает ни сил, ни храбрости. И чем больше продолжается вранье, тем крепче паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!
Лисенок не смог ничего ответить учителю, потому что мешал ком в горле. Но он уже понимал, что ложь причиняет вред, и прежде всего самому лжецу. И Лисенок сделал свой выбор...
— Я буду стараться быть честным!!! — пообещал он учителю.
— Я верю в тебя! — ответил Еж.
В школе Лисенок сознался в своем обмане, и ученики простили его. С тех пор, как только Лисенок по привычке хочет сказать неправду, он представляет себе огромного паука и останавливает свою ложь.

Марина ПАНФИЛОВА,
кандидат психологических наук

TopList