ДАЙДЖЕСТ
Шапиро Б.Ю. Педагог как консультант:
социально-психологическая помощь подросткам,
попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Мир психологии, № 2 (26), 2001, с. 233—243.
Учителя, имеющие частые контакты и
достаточно хорошие отношения с подростками,
могут оказать им первичную психологическую
поддержку в трудных жизненных ситуациях: помочь
войти в нормальный ритм повседневной учебной
деятельности, показать способы решения проблемы,
снять тревожность и повысить уверенность в себе,
проконсультировать родителей.
Проводя психологическое консультирование детей,
необходимо знать, какие именно проблемы
оказываются для них наиболее значимыми и как они
реагируют на стрессовые ситуации. На работу
педагога-консультанта также влияют особенности
детско-родительских взаимоотношений и
психологические характеристики детей. В любом из
рассмотренных случаев учитель обязан знать, где
подросток может получить адекватную
профессиональную помощь.
Психологическая помощь детям и
подросткам, подвергшимся сексуальному насилию.
На первых этапах важно оценить характер,
контекст и степень тяжести насилия, последствия
предания случившегося гласности, а также то,
какое влияние оказало насилие на ребенка, его
поведение и возможные суицидальные намерения.
Действия педагога-консультанта направляются на
то, чтобы помочь преодолеть кризисную ситуацию и
наделить подростка силой для дальнейшего
существования. Для осуществления первичной
психологической поддержки консультант не должен
быть отягощен собственными сексуальными
проблемами и должен быть компетентен в различных
сексуальных вопросах. Беседа проводится с
пострадавшим, родителями и сверстниками.
Психологическая помощь в случаях
подростковой беременности. В данном случае в
первую очередь необходимо получить достоверное
медицинское заключение о наличии беременности.
Важно оказать психологическую поддержку в
выборе оптимального выхода из ситуации. Помощь
девочке-подростку должна состоять также в
посредничестве педагога между ней и родителями,
партнером и специалистами — медиками и
психологами.
Психологическая помощь подросткам с
аддиктивным поведением.
Консультативно-коррекционная работа в условиях
школы включает исчерпывающее информирование
учащихся о последствиях аддиктивного поведения,
пересмотр личностных ценностей подростка,
создание ближайших и перспективных возможностей
изменения поведения. В данном случае помощь
включает в себя работу с семьей. Педагог
обеспечивает создание благоприятных условий для
исправления подростка.
Оказывая психологическую помощь заразившимся
ЗППП и СПИД, педагог должен соблюдать
конфиденциальность и быть толерантным по
отношению к учащемуся. Он должен иметь
представление о течении болезни, уметь спокойно
и открыто обсуждать «запретные» темы, предвидеть
отношение социума. Работа ведется также с семьей,
сверстниками, педагогическим коллективом школы.
Психологическая помощь подросткам с
суицидальными намерениями. Суицидальные
попытки могут быть объяснены тремя мотивами:
неблагополучием, конфликтом, влиянием примера. В
каждом случае анализируются объективные и
субъективные условия жизни подростка.
Консультант должен выражать заботливое,
заинтересованное отношение к ребенку, дать ему
возможность выговориться, помочь определить
источник психологического дискомфорта,
совместно с подростком найти способы решения
конфликта.