Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2001

ДАЙДЖЕСТ

Шапиро Б.Ю. Педагог как консультант: социально-психологическая помощь подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Мир психологии, № 2 (26), 2001, с. 233—243.

Учителя, имеющие частые контакты и достаточно хорошие отношения с подростками, могут оказать им первичную психологическую поддержку в трудных жизненных ситуациях: помочь войти в нормальный ритм повседневной учебной деятельности, показать способы решения проблемы, снять тревожность и повысить уверенность в себе, проконсультировать родителей.
Проводя психологическое консультирование детей, необходимо знать, какие именно проблемы оказываются для них наиболее значимыми и как они реагируют на стрессовые ситуации. На работу педагога-консультанта также влияют особенности детско-родительских взаимоотношений и психологические характеристики детей. В любом из рассмотренных случаев учитель обязан знать, где подросток может получить адекватную профессиональную помощь.

Психологическая помощь детям и подросткам, подвергшимся сексуальному насилию. На первых этапах важно оценить характер, контекст и степень тяжести насилия, последствия предания случившегося гласности, а также то, какое влияние оказало насилие на ребенка, его поведение и возможные суицидальные намерения. Действия педагога-консультанта направляются на то, чтобы помочь преодолеть кризисную ситуацию и наделить подростка силой для дальнейшего существования. Для осуществления первичной психологической поддержки консультант не должен быть отягощен собственными сексуальными проблемами и должен быть компетентен в различных сексуальных вопросах. Беседа проводится с пострадавшим, родителями и сверстниками.

Психологическая помощь в случаях подростковой беременности. В данном случае в первую очередь необходимо получить достоверное медицинское заключение о наличии беременности. Важно оказать психологическую поддержку в выборе оптимального выхода из ситуации. Помощь девочке-подростку должна состоять также в посредничестве педагога между ней и родителями, партнером и специалистами — медиками и психологами.

Психологическая помощь подросткам с аддиктивным поведением. Консультативно-коррекционная работа в условиях школы включает исчерпывающее информирование учащихся о последствиях аддиктивного поведения, пересмотр личностных ценностей подростка, создание ближайших и перспективных возможностей изменения поведения. В данном случае помощь включает в себя работу с семьей. Педагог обеспечивает создание благоприятных условий для исправления подростка.
Оказывая психологическую помощь заразившимся ЗППП и СПИД, педагог должен соблюдать конфиденциальность и быть толерантным по отношению к учащемуся. Он должен иметь представление о течении болезни, уметь спокойно и открыто обсуждать «запретные» темы, предвидеть отношение социума. Работа ведется также с семьей, сверстниками, педагогическим коллективом школы.

Психологическая помощь подросткам с суицидальными намерениями. Суицидальные попытки могут быть объяснены тремя мотивами: неблагополучием, конфликтом, влиянием примера. В каждом случае анализируются объективные и субъективные условия жизни подростка. Консультант должен выражать заботливое, заинтересованное отношение к ребенку, дать ему возможность выговориться, помочь определить источник психологического дискомфорта, совместно с подростком найти способы решения конфликта.