Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Продолжение. Начало см. №42, 43, 44, 45, 2001 г.

ЗАНЯТИЕ 17. ССОРЫ ДОМА

Цель: научить детей отреагированию эмоций в конфликте.

Материал: кукольная посуда.

Ход занятия

Ведущий. Бывает, что мама или папа просят вас сделать что-нибудь, а делать не хочется. Тогда возникает ссора. Мама сердится, вы обижены и недовольны. Неприятная ситуация. Что делать? Попробуем найти выход из такого сложного положения.
Ведущий делит детей на группы по 3–4 человека. В группе должны быть мальчики и девочки. Внутри группы дети самостоятельно распределяют роли. Здесь должно быть двое взрослых (мама, папа или бабушка, или дедушка, иногда тетя, дядя) и 1–2 ребенка.
Ведущий предлагает каждой группе свою ситуацию.

  • Первая ситуация. Сегодня воскресенье. На завтрак детям предлагается каша. Дети кашу есть не хотят. Родители должны накормить детей этой кашей.

  • Вторая ситуация. Ребенок просит купить мороженое, но он недавно болел ангиной. Родители отказываются купить ему мороженое. Как быть?

  • Третья ситуация. Ребенок просит купить дорогую игрушку, а денег у родителей нет. Что делать?

Эти ситуации сначала нужно разыграть по ролям, а затем искать из них выход.
Каждая группа репетирует свою сценку. Группы можно отослать репетировать в разные комнаты: спальню, раздевалку. На подготовку дается 5 минут. В ход репетиции ведущий не вмешивается. Иногда лишь спрашивает о готовности и говорит, сколько времени осталось.
По истечении времени группы собираются и рассаживаются на ковре. В середине комнаты ставится стол, на нем расставляются игрушечные чашки, тарелки. Одна из групп начинает свой показ.
Как правило, диалоги строятся на том, что родители или угрожают ребенку, или торгуются с ним. Чаще всего ведущий сам предлагает конструктивные решения.
Например, в случае с кашей: «А если мама предложит приготовить что-нибудь вместе с ребенком, то, как вы думаете, ребенок согласится?» Чаще всего дети соглашаются с этим вариантом. Бывает что ребенок входит в азарт и не соглашается ни с чем. По этому поводу можно улыбнуться и заметить: «Да, каша так надоела, так не хочется ее есть. Как приятно, что никто сегодня не накажет за капризы здесь, на занятиях».
История с мороженым — иногда дети говорят, что можно разогреть мороженое (замена другой сладостью их часто не удовлетворяет). Иногда этот способ предлагает ведущий. Бывает, что детей устраивает совместное с родителями приготовление чего-нибудь сладкого.
Покупка игрушек. Эту ситуацию дети чаще всего решают самостоятельно. Соглашаются подождать. А иногда героически отказываются.
Ведущий. Да, бывают в жизни такие обстоятельства, которые мы не можем изменить, и приходится их принимать. Мы испытываем сожаление, неудовольствие. Бывает даже, что злимся или плачем, но потом успокаиваемся и понимаем, что ничего нельзя поделать, что все проходит. Но иногда долго не можем успокоиться. Тогда надо вспомнить какое-либо приятное ощущение в своем теле. Например, можно закрыть глазки и вспомнить то место, которое вы рисовали на своем портрете любимым цветом. Положите туда руку, почувствуйте приятное тепло... Это тепло забирает все неприятности... И растворяет их. (Произносить эти слова нужно с паузой, дети обязательно должны сидеть на стульчиках.) Попробуйте это сделать, когда вам плохо.
Спасибо за занятие. Очень интересно получилось, вы — замечательные актеры. Вы сегодня предлагали хорошие выходы из конфликтов и ссор.

ЗАНЯТИЕ 18. КОНФЛИКТ В ДЕТСКОМ САДУ

Цель: научить детей выражать эмоциональное отношение к конфликту.

Материал: бумага, фломастеры.

Ход занятия

Ведущий. Сегодня у нас другой поезд. Колеса у него треугольные, и поэтому он будет стучать три раза подряд.
Ведущий хлопает в ладоши три раза подряд, делает паузу, затем все повторяется. После трех-четырех повторов поезд в таком ритме начинает набирать ход и потом замедлять.
Ведущий. Что мы делали на прошлом занятии?
Ответы детей: Мы играли в «ссору», кто-то был ребенком, кто-то — взрослым, а потом мы искали выход из этой ссоры.
Ведущий. Как по другому можно назвать ссору?
Если дети не называют в своих ответах слово «конфликт», то ведущий сам его произносит.
Так что же такое конфликт? Конфликт — это столкновение разных желаний, мнений, характеров.
Несовпадение желаний — это то, что встречается чаще всего. Наверное, каждый может вспомнить какую-нибудь ссору между детьми в группе или между детьми и взрослыми-воспитателями. Воспитатель хочет, чтобы все спали в тихий час, а вам не хочется спать — хочется поговорить и побаловаться. Вспомните какой-нибудь свой конфликт, который был у вас в детском саду.

Если дети вспоминают ссору дома, то не стоит их поправлять. Нужно выслушать всех, кто желает высказаться, даже если на это уйдет основная часть времени занятия. Ведущему нужно выбрать из этих рассказов те, что подходят под названные выше категории (несовпадение желаний, мнений, характеров). Может случиться так, что все рассказы будут о несовпадения желаний, поэтому ведущий может рассказать какие-либо истории сам.
Чаще всего дети предлагают такие истории. Саша приносит новую игрушку, и его приятели хотят в нее поиграть. А Саша сам не наигрался и не отдает ее. Между мальчиками происходит ссора, конфликт. Совсем не обязательно этот конфликт заканчивается дракой, дети просто недовольны друг другом и некоторое время не разговаривают: «Я с тобой больше не дружу». Вот этот конфликт — конфликт желаний.
А вот дети играют в салочки на площадке. Приходит Петя и говорит, что он знает более интересную игру салки-приседалки. Чтобы не быть «осаленным», нужно присесть на корточки. двое детей, которые очень хорошо бегают, настаивают на игре в простые салки, говоря о том, что новая игра им неинтересна. Но поскольку остальные дети бегают хуже, они быстро соображают, что это дает им возможность избавиться от «осаливания», и соглашаются на салки-приседалки. Итак, на площадке возник конфликт мнений: одни считают, что интереснее играть в простые салки, а другие, что интереснее играть в салки-приседалки.
Еще могут быть конфликты характеров. Например, в одном детском саду в одну группу ходили две девочки. Маша была быстрой, ловкой, шумной, боевой. А Таня — задумчивой, спокойной, медлительной. Всех детей рано забрали, они остались вдвоем и решили играть в дочки-матери. Маша сказала: «Я буду мамой, а ты будешь дочкой».
Таня. Я не хочу быть дочкой.
Маша. Тогда я с тобой играть не буду.
Таня. Ну, ладно.
Маша. Дочка, давай обедать.
Маша быстро расставляет тарелки, девочки садятся за стол. Маша быстро ест, а Тане хочется посидеть за столом, не торопясь поесть. Может быть, поговорить о чем-то. Маша начинает торопить Таню. А Тане это не нравится, поэтому она говорит: «Так не играют». Маше же хочется уже вести «дочку» в магазин, купить ей что-нибудь.
Маша. Нет, это так не играют, как ты, ешь давай быстрее.
Таня. Это ты неправильно играешь, так не бывает быстро.
Маша. Тогда я с тобой играть не буду.
Таня. Это я с тобой играть не буду.
Ведущий. Почему не получилась игра у этих девочек?
Если есть ответы, то надо их выслушать.
Ведущий. Девочки разные по характеру. Никто из них не плохой. Они просто разные. Таня играет спокойно и медленно. У нее «медленный», неторопливый характер. А Маша, наоборот, быстрая. Она получает удовольствие, когда быстро меняются действия.
Попробуйте нарисовать ссору из-за характеров. Необязательно рисовать людей или детей, можно просто использовать цвет. Подумайте, например, каким цветом можно изобразить быструю Машу, а каким — спокойную Таню. Какого цвета будет их ссора?

Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук
Нина ТРОФИМОВА,
учитель-экспериментатор

(Продолжение следует)