Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2001

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ПУТЬ К СЕБЕ

Психологическая игра для старшеклассников

Март — время городских и областных олимпиад по различным предметам. Во многих школах г. Иванова наряду с основными учебными курсами достойное место занимает психология.
Творческую группу школьных психологов города составили: А.В. Афонина (методист по психолого-педагогической экспертизе отдела развития Управления образования г. Иванова), Н.В. Груздева (психолог школы № 58), И.Ю. Зимнякова (психолог лицея № 21), М.В. Медведев (психолог школы № 5), Р.Ю. Политова (психолог школы № 6), Л.Б. Попова (психолог школы № 1), Е.С. Чебаевская (психолог школы № 50), О.Я. Шпильчина (психолог школы № 8), И.В. Яковлева (психолог ДЮЦ Советского р-на). Эти специалисты решили провести со старшеклассниками своеобразную олимпиаду по психологии.
Лучшей формой, по нашему мнению, для проведения подобной олимпиады является игра.

Цели

Развить у старшеклассников интерес к психологии.
Научить использовать психологические знания на практике.

Задачи

Оценить уровень развития коллективной деятельности учащихся.
Создать учащимся условия для проявления творческой активности и коммуникативных способностей.
Создать учащимся условия для знакомства со сверстниками из разных школ города.

Оборудование

Плакат с названием игры, школьная доска, мел, конверты с инструкцией к заданию «Сказка» (по числу команд), листы ватмана (по числу команд), краски, ножницы, мелкие предметы (пуговицы, бусинки, монеты, пружинки, катушки, использованные зубные щетки, ключи и т.д. к заданию «Возвышенные чувства»), ведра с водой, цветные карточки для жеребьевки, музыкальное сопровождение (греческие танцы «Сиртаки», «Путь в Дельфы»), полотенца, тарелочка с желе.

Условия проведения

Игру ведут два психолога.
Столы расставлены для соответствующего числа команд и для жюри.
В игре принимают участие учащиеся 9–11-х классов из разных школ города: от каждой школы по 4 человека. Один представитель входит в детское жюри, трое объединяются в сборную команду для игры. Команда состоит из представителей трех школ, объединенных согласно жребию.
Команде предлагаются разные задания, при решении которых необходимо продемонстрировать умение творчески мыслить, сопоставлять разные точки зрения, принимать коллективное решение, распределять обязанности внутри команды, находить выход из проблемных ситуаций. Каждая команда проводит публичную защиту своего решения.
Оценку работы команды дают психологи-эксперты, а результат выполнения задания оценивает независимое жюри. Параллельно работает детское жюри, которое определяет победителя в личном первенстве в разных номинациях, и учреждает специальные призы за оригинальность решений.
Победители олимпиады определяются совместным решением экспертов, оценивающих групповую работу, и независимым жюри.
После окончания игры проходит круглый стол, на котором школьные психологи обсуждают особенности взаимодействия участников игры. Кроме того, психологи школ совместно с участниками игры анализируют процесс и результаты олимпиады, определяют возможность переноса эффективных способов взаимодействия в учебный процесс.

ХОД ИГРЫ

Первый психолог. Добрый день, друзья! Мы начинаем творческую игру для старшеклассников «Путь к себе».
Один представитель команды должен сейчас пройти в детское жюри. Детское жюри будет выбирать наиболее яркого игрока в различных номинациях. Оставшиеся участники объединятся в команды. В каждую команду войдут представители трех школ.
Итак, начинаем жеребьевку. Участники, вытянувшие карточку одного цвета, объединяются в команду.

Первое задание «Желе»

Первый психолог. Сейчас вы — отдельные песчинки в водовороте жизни. В ближайшее время вы, такие разные, будете действовать вместе. Для успешной игры вам нужно стать единым целым — командой.
Встаньте как можно ближе друг к другу. Почувствуйте плечо, локоть, спину соседа.
В моих руках блюдце с желе. Представьте, что вы и есть клубничное желе. Следите за моими руками и словами. Повторяйте все, что происходит с желе.
Задание не оценивается.
Просим команды занять места за своими столами.

Звучит музыка («Сиртаки»).
Второй психолог (в костюме богини Психеи). Я, богиня науки психологии Психея, рада приветствовать вас!
Давным-давно я была земной девушкой. Моя красота была так поразительна, что люди забывали поклоняться богам, восхищаясь мной. И даже сын богини любви Амур был сражен моим очарованием. Под покровом темноты он приходил ко мне. Мы были очень счастливы. Об одном просил меня Амур, чтобы я не стремилась увидеть его: это разрушит наше счастье.
Но сестры уговорили меня зажечь свечу, чтобы увидеть возлюбленного. Сделав это, я нарушила запрет. Он исчез. Я решила во что бы то ни стало найти его. Мне пришлось пройти через много испытаний. В страданиях и мучениях закалялась моя душа, она становилась более зрелой и мудрой. В пути я обретала друзей и очищалась от пороков легкомыслия, любопытства, высокомерия. Боги были поражены моим упорством и решили, что я заслужила право быть среди них.
Трудный путь привел меня к бессмертию. Не так ли и душа земного человека, проделав трудный путь, обретает зрелость и бессмертие?
Моим именем назвали науку психологию, изучающую человека. И сегодня вы вместе пройдете часть трудного пути — пути к себе. Так и называется наша игра. Вам предстоит встретиться со стихиями Земли, Воды, Воздуха, Огня. В пути вам помогут дружба, смекалка и знания по психологии.
Итак, смелее в путь.

Второе задание «Грани сходства»

Первый психолог. Вам необходимо как-то назвать свою команду. Чтобы название отражало особенности всех участников команды, постарайтесь найти сходство между собой. Для этого за три минуты задайте друг другу как можно больше вопросов. Выявите то, что вас объединяет. Постарайтесь найти не только физические или биографические признаки, но и общие психологические качества.
Командам дается три минуты на выполнение задания. Затем они обосновывают выбранное название. Жюри выносит свою оценку.

Третье задание «Средство передвижения»

Первый психолог. Для того чтобы преодолеть трудный путь, вам необходимо иметь средство передвижения. Из всего, что находится в зале, соорудите любой аппарат, который (может быть) будет двигаться. Через шесть минут продемонстрируйте свою конструкцию в действии.
Команды показывают, что они изобрели. Жюри выносит свою оценку.

Четвертое задание «Моментальное фото»

Второй психолог (в костюме богини Психеи). Мои юные друзья, готовы ли вы к тому, чтобы встретиться с неожиданностями и препятствиями на пути к себе?
Приготовьтесь, стихия Воды готова нахлынуть и смыть вас в пучину недоумения и паники. Только быстрая реакция и смекалка спасут вас и помогут преодолеть водную преграду.
Первый психолог. Дети любят лепить из песка фигуры. Вода, набегая, смывает их. На этом основывается детская игра «Один-два-три — морская фигура замри».
Все команды на слово «замри» должны изобразить ту картину, тему которой я назову.
Один-два-три — картина «пляж» замри.
Один-два-три — картина «перемена» замри.
Один-два-три — картина «мысли в голове» замри.
Один-два-три — картина «макияж» замри.

Жюри выносит свою оценку.

Пятое задание «Сказка»

Второй психолог (в костюме богини Психеи). Я рада, что вы все выплыли и справились с первой частью пути к себе. Но прошу вас не расслабляться. Стихия Земли, такая надежная и крепкая, сейчас предстанет в новом обличье. Она попробует испытать вас на прочность. Эта стихия проверит крепость дружбы, знаний, а также упорство в достижении цели.
Первый психолог. Нам нужна помощь зрителей. Назовите любые психологические термины (фиксируются на доске).
Командам предстоит инсценировать сказку. В вашей импровизации используйте не менее десяти психологических терминов. При этом каждый персонаж должен иметь яркие черты одного из типов темперамента.
Вам дается 15 минут на подготовку.

Для импровизации даются следующие сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Три медведя».
Команды выступают. Жюри выносит свою оценку.

Шестое задание «Возвышенные чувства»

Второй психолог (в костюме богини Психеи). Молодцы! Стихия Земли у ваших ног. Сейчас же вас ожидает встреча со стихией Воздуха. Эта стихия изменчивая, едва ощутимая. Но без воздуха мы не можем жить. А иногда порывы ураганного ветра могут сбить с ног. Стихия Воздуха потребует от вас, воображения, фантазии, умения понимать эмоции и чувства.
Первый психолог. Подключите, пожалуйста, свою интуицию. Она поможет вам почувствовать, какие эмоции и возвышенные чувства витают сейчас в этом зале, вокруг и внутри вашей команды.
Ваша задача — уловить эти возвышенные чувства и перенести их на бумагу. Одновременно все участники команды по моему сигналу начнут рисовать. Делать это вы будете с помощью красок, но вот кисточек к ним не прилагается. Порыв ветра унес их, принеся взамен нечто иное. Надеемся, что вы найдете выход из положения. Через пять минут коллективного рисования вы представите свои произведения и кратко прокомментируете их.
При рисовании разрешено обсуждение. Чем больше членов команды внесут свой вклад в общий портрет эмоций, тем лучше.

Командам дается 5–6 минут на выполнение задания.
Команды выступают. Жюри выносит свою оценку.

Заключительная часть

Второй психолог (в костюме богини Психеи). Замечательно! На крыльях интуиции и воображения вы смогли перелететь через препятствия стихии Воздуха.
Вам осталось пройти через очистительную стихию Огня. В конце пути пришло время задуматься о том, что же стоит сбросить с души и сжечь в этом огне. Так древние греки обдумывали свой жизненный путь под величественный и завораживающий танец Огня. Присоединимся и мы к ним.

Все участники игры (игроки, жюри, ведущие, гости) встают в круг и двигаются под музыку танца «Путь в Дельфы».
Второй психолог (в костюме богини Психеи). Вы достойно прошли часть пути к себе. Хотя это было не так долго, но какие-то незримые изменения уже начали происходить с вами. Вас окружали друзья, это была игра, сказочное путешествие. Но недаром говорится: «Сказка — ложь, да в ней намек...»
Победители и участники награждаются памятными призами.

И.Ю. ЗИМНЯКОВА,
педагог-психолог, лицей № 21
О.Я. ШПИЛЬЧИНА,
педагог-психолог,
средняя школа № 8,
г. Иваново