Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2001

КОЛЛЕГИ

"ПОКА ДЫШУ, НАДЕЮСЬ!"

Шандор КоваснаиЛасло ВаркониЖизнь богаче наших представлений о ней. Вот, например, некоторые граждане представляют себе психолога чем-то средним между гипнотизером и санитаром психиатрической больницы. У меня тоже есть сложившееся мнение о том, что такое дипломированный психолог. Но совсем недавно это мое представление было поколеблено.
На одной конференции я познакомилась с двумя импозантными мужчинами среднего возраста. Живут они в небольшом (по нашим понятиям) венгерском городке Мишкольце. Один из них — Шандор КОВАСНАИ, дантист, совладелец стоматологической клиники, другой — Ласло ВАРКОНИ, владелец кафе. Но уже в течение многих лет они активно работают в социальной службе «Доверие», которая занимается оказанием экстренной психологической помощи людям.

 

Шандор Коваснаи уверен,
что человек всегда должен надеяться на лучшее
«Все люди не святые, но мы должны стараться
поддерживать друг друга», — считает Ласло Варкони
Шандор и Ласло, расскажите, пожалуйста, немного о себе и о службе «Доверие».

Л.В. Мы приехали из города Мишкольца. Это второй по величине после Будапешта город с населением 200 тыс. человек. Он имеет развитую промышленность. Именно у нас находится самый крупный центр телефонной службы «Доверие», в котором работают 53 человека. Все они трудятся на добровольных началах и не являются профессиональными психологами. Но среди них есть врач-невролог и психолог. Последний выполняет роль супервизора. У нас работают две круглосуточные линии: одна — для подростков, а вторая — для взрослых. Официально мы являемся филиалом общевенгерского кризисного центра.

Ш.К. Мы работаем вместе с Ласло уже одиннадцать лет. Он — один из основателей телефонной службы доверия в нашем городе, работает там с 1986 года. Мы с ним добровольцы, волонтеры. Но поскольку мы оказываем психологическую помощь людям, то у нас есть второй университетский диплом — по ментальной гигиене.
Я в настоящий момент являюсь заместителем руководителя нашей службы. А самый главный человек у нас — женщина: она — главный врач городской больницы. Я занимаюсь подготовкой кадров, обучением новых добровольцев. Но мы обязательно работаем и как консультанты.

Какой статус имеет ваша служба?

Ш.К. Первоначально мы принадлежали к городской больнице, которая брала на себя все расходы по содержанию, предоставляла помещение. Во времена социальных перемен, которые коснулись и Венгрии, прошла реформа здравоохранения, в соответствии с которой мы лишились финансирования. Тогда наша служба решила стать независимой общественной организацией. Мы сняли квартиру и полностью ее оборудовали.

Каковы ваши источники финансирования?

Л.В. Существует общевенгерская ассоциация телефонной психологической помощи, и мы в нее входим. Министерство здравоохранения, а также Министерство социальной помощи и защиты семьи выделяют деньги, которые распределяются между членами ассоциации. Второй источник — местное финансирование, которое осуществляет правительство города, третий — поступления от окружного руководства. Еще есть возможность участвовать в конкурсах на получение грантов, еще есть спонсоры.
Для нас очень важна помощь телефонной компании, которая обеспечивает связь. Для абонентов звонки бесплатные. Основную часть (80%) средств на их оплату выделяет сама телефонная компания, наша служба оплачивает остальные 20%.

Ш.К. Хотя это и благотворительная акция со стороны телефонной компании, но она имеет свой интерес в сотрудничестве с нашей службой. Эти 80% вычитаются из налога, и сотрудничество со службой «Доверие» создает компании имидж, поскольку мы везде отмечаем, что она наш главный спонсор.

Взаимодействуете ли вы с другими организациями, оказывающими психологическую помощь?

Л.В. Наша служба выполняет различные функции: первая — пропаганда здорового образа жизни, вторая — работа с человеком, находящимся в кризисной ситуации, третья — предотвращение суицида и четвертая — диспетчерская функция. Консультант, работающий на телефоне, должен знать, куда направить человека. С одной стороны, телефон сильно ограничивает общение, с другой — мы четко осознаем, что являемся волонтерами и наши возможности ограничены. Для нас главный принцип — не навредить.

Ш.К. У нас есть база данных о тех организациях, куда можно направить человека с той или иной проблемой. Квалифицированные психологи и психотерапевты работают в учреждениях здравоохранения. Существуют специальные психологические консультации, а также частные психологи.

Л.В. Консультант всегда может обратиться за дополнительной помощью к коллеге, работающему на второй линии. Кроме того, в нашей службе есть дежурный, который находится дома, но ему в любую минуту можно позвонить и проконсультироваться.

С какими проблемами обращаются чаще всего?

Ш.К. На молодежной линии преобладают «глобальные» проблемы: отношения между поколениями. И подростки, и взрослые часто говорят об одиночестве. Бывают звонки от людей, у которых возникают проблемы во взаимодействии с окружающими.
Сейчас вообще наблюдается парадоксальная ситуация, я думаю, она характерна не только для Венгрии. С развитием средств связи, казалось бы, увеличивается возможность контакта между людьми. Можно кому угодно позвонить, написать. Но, несмотря на это, люди отдаляются друг от друга.

Л.В. Я хотел бы отметить еще одну важную проблему. Начиная с 1989 года, когда социально-экономическая система страны стала перестраиваться, люди потеряли уверенность в том, что их рабочие места сохранятся. Это привело к моральному и материальному ослаблению семьи. Для северной части Венгрии, к которой относится Мишкольц, это очень актуально. Люди теряют связь с обществом, замыкаются в себе.
Конечно, в такой ситуации больше всего страдают дети и молодежь, выпускники школ и вузов сталкиваются с проблемой безработицы. А ведь для подростков 14–16 лет самое важное — их положение в обществе. К сожалению, часто семья не способна что-либо изменить в этой ситуации. Родители не в силах дать ребенку чувство безопасности. Отсюда депрессия, наркомания,
Сами дети часто не хотят или не могут напрямую поговорить с родителями о волнующих их проблемах, а обращаются за помощью к чужим людям.

Некоторое время назад Венгрия занимала первое место в мире по суициду, принимались ли какие-то меры в связи с этим?

Л.В. Это была одна из причин создания службы в Мишкольце в 1986 году. Тогда в двух городах, Дебрецене и Дьере, уже были волонтерские телефонные службы, а в Будапеште была создана специальная профессиональная служба, занимающаяся суицидами. Там работали профессионалы — психиатры и психологи. С 1988 года во всех городах Венгрии стали создаваться телефонные службы «Доверие», сейчас их 36. Кроме того, 17 служб существует при молодежном комитете.

Как вы поступаете, когда к вам обращается человек в критическом состоянии?

Ш.К. Если мы чувствуем, что звонящий находится в сильной депрессии, то консультант сам начинает разговор о суициде. Это является своеобразной провокацией: нужно, чтобы человек проговорил эту мысль вслух. Само проговаривание иногда позволяет снять напряженность. Таких звонков примерно 30%.
Совсем уж критических случаев, когда человек звонит, стоя на балконе, практически нет. Да и сложно сказать, что можно сделать в такой ситуации.

Л.В. К сожалению, обращений за помощью на «телефон доверия» очень много, и в целом люди совершают немало суицидальных попыток. Правда, в большинстве случаев человека спасают. Мы думаем, что реклама нашей службы еще является недостаточной, не все про нее знают. Хотя практически во всех школах в телефонной будке висит наш номер. Кроме того, он ежедневно публикуется в городских газетах.

Шандор и Ласло, скажите, как вам удается поддерживать собственное психологическое здоровье?

Ш.К. Всем известно, что нет здорового человека, есть плохо осмотренный больной. Это шутка. Самое важное — это семья, чтобы там не было больших проблем. Второе — материальное положение. Человек не должен нуждаться, он должен быть уверен в своем будущем. Хотя еще Маркс сказал, что удовлетворение одних потребностей приводит к появлению новых... Но мы уверены в своем настоящем и будущем, поскольку много работаем на своей основной работе.

Л.В. У нас заведено, что раз в году мы все проходим специальные тренинги, помогающие нам восстановиться. Кроме того, очень важен климат внутри коллектива. Конечно, все люди не святые, но мы стараемся по-доброму относиться друг к другу и поддерживать друг друга.

Никогда не возникает желания бросить эту работу?

Л.В. Конечно, иногда хочется (как, наверно, каждому) послать все к черту, но проходит время, и все возвращается на круги своя.

А что заставляет возвращаться?

Ш.К. Настоящее погружение в процесс — это очень серьезная вещь. В чем заключается смысл жизни человека? В том, что он борется и всегда надеется на лучшее. Недаром римляне говорили: «Пока дышу, надеюсь!»

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА