ДАЙДЖЕСТ
Слободчиков В.И., Шувалов А.В.
Антропологический подход к решению проблемы
психологического здоровья детей. Вопросы
психологии, № 4, 2001, с. 91—105.
Главная цель психологической службы
образования — обеспечение условий
психологического здоровья детей дошкольного и
школьного возраста. Наибольшие трудности в
работе практических психологов вызывают
пограничные с нормой состояния здоровья детей.
При определении состояния здоровья ребенка
специалисты должны опираться на систему
представлений о соотношении нормального и
аномального, причем считать нормой то лучшее, что
возможно в конкретном возрасте для конкретного
человека при соответствующих условиях.
Психическое здоровье ребенка обеспечивается
отношением к нему значимых взрослых (не
обязательно родителей). У детей, живущих в
дисгармоничных отношениях со значимыми
взрослыми, часто отмечаются мягкие, обратимые
расстройства психической деятельности —
психогении.
Анализ возникновения психогений в детском и
подростковом возрасте позволил выделить особые
состояния совместности ребенка и значимого
взрослого (психологические дисфункции
детско-взрослой общности), которые могут
препятствовать нормальному онтогенезу, наносить
ущерб психологическому здоровью ребенка.
Стойкие психологические дисфункции вызывают
появление антропогений — форм латентных
доклинических аномалий внутреннего мира
ребенка, вызванных влиянием значимого взрослого.
Можно выделить следующие дисфункции
детско-взрослой общности:
1) со-бытийную депривацию и позиционный
сепаратизм — обособление взрослого вызывает
беспризорность ребенка;
2) со-бытийную оккупацию и позиционную экспансию
— сильная фиксация взрослого на ребенке
способствует развитию инфантильности,
социальной зависимости ребенка;
3) со-бытийную лабильность и ролевой релятивизм —
непоследовательность, противоречивость
взрослого приводит к социальной
нереализованности ребенка;
4) внутреннюю или внешнюю оппозицию — неприятие
ребенка или культивирование негативных и
асоциальных ценностей вызывает соответственно
психическую травму, психогении ребенка или
усвоение ребенком нездоровых человеческих
отношений.
Дисфункции детско-взрослой общности
блокируют своевременную реализацию
индивидуальных способностей и возрастных
возможностей ребенка, обусловливают деформацию
его отношений с окружающими. В крайних случаях
они проявляются в невротическом реагировании и
дезадаптивном поведении детей. Антропогении
могут стать причиной соматических заболеваний.
Теоретическая модель дисфункций детско-взрослой
общности позволяет ориентироваться в структуре
ситуаций, несущих угрозу детскому здоровью, и
понимать природу переживаний ребенка.
Подготовила Ольга БАРАНОВА