Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2001

КОЛЛЕГИ

ФЛАГМАНУ — ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ!

22 ноября в актовом зале Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова состоялось торжественное празднование тридцатипятилетия факультета психологии

Все-таки психологи есть психологи. Торжественное собрание оказалось одновременно и парадным, и душевным. Цветы, подарки, награды, дипломы, почетные грамоты, стихи — и постоянные аплодисменты. Публикация детального отчета могла бы просто засушить славный юбилей, поэтому мы решили ограничиться подборкой прилагаемых материалов и самыми искренними поздравлениями!

Редакция

ПОЗДРАВЛЕНИЕ ОТ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ МГУ

Братья и сестры в Университете!
Нам повезло, и мы живем без скуки,
Довольные, счастливые, как дети,
И каждый выбрал свой предмет науки.

Географ Землю изучает смело,
Зоолог — зайца, а ботаник — грушу.
Историк — римлян, медик — наше тело,
Ну а психологу мы доверяем душу!

Нет ничего важнее и дороже
Души — мы в ней души не чаем.
Но мы слабы. Мы лезем вон из кожи.
Кривим душой. И душу надрываем.

Предав, продав Психею — дар бесценный, —
Несемся мы, закрыв глаза и уши
Сквозь войны, склоки, глупости, измены...
Психологи! Спасите наши души!

Светлана ТЕР-МИНАСОВА,
декан факультета,
доктор филологических наук

Из речи декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора психологических наук Александра Ивановича ДОНЦОВА

Мы собрались сегодня, 22 ноября 2001 года, чтобы отметить День психолога, учрежденный ведущей профессиональной психологической ассоциацией страны — Российским психологическим обществом, и отпраздновать 35-летие создания факультета психологии МГУ — флагмана российского психологического образования.

Много или мало — 35 лет? Заслуживает ли данный временной промежуток статуса юбилея? Сторонний приверженец концепции астрономического, календарного времени — «времени часов», являющихся самым распространенным техническим прибором прошлого столетия, — по праву ответит: «Нет». В масштабах мировой истории с 6 декабря 1965 года, когда министром образования
В.С. Столетовым был издан приказ № 628 «Об организации факультетов психологии в Московском и Ленинградском госуниверситетах», прошло ничтожно малое количество времени. У ряда присутствующих в этом зале до сих пор на руках те же хронометры, что показывали время 9 апреля 1966 года, когда великим ректором МГУ Иваном Георгиевичем Петровским был издан соответствующий приказ по Московскому университету.

И все же «лгут календари»! В человеческом — социальном и психологическом — времени прошлое, настоящее и будущее не разделены монотонными интервалами лет и столетий, а циклически связаны живой памятью и переживаниями. Лишь астрономическое время разграничивает «вчера», «сегодня» и «завтра». В психологическом «осуществившееся», «настоящее» и «наступающее» притягивают и переходят друг в друга. Когда-то Алексей Николаевич Леонтьев, светлой памяти основатель нашего факультета, говорил нам на лекции, что рождение личности — не единовременный и необратимый акт, но трудный и даже мучительный процесс многократного возрождения человеком своей нравственной сущности.

Равно и психология — наука о душе человеческой — в лоне Московского университета вызревала и возрождалась неоднократно. Истоки психологии в нашей Alma mater восходят к ее основателю — Михаилу Васильевичу Ломоносову. Еще в канун основания Московского университета в «Кратком руководстве к риторике», изданном в 1774 году, он провел анализ разнообразных познавательных процессов и страстей человека. А в первые годы существования университета, в 1757 году, в «Слове о происхождении света» сформулировал основные положения трехкомпонентной теории цветового зрения. В каталоге лекций, прочитанных в Московском университете в 1759 году, впервые упоминается, что на философском факультете профессором Иоганном Генрихом Форманном даны курсы по космологии и психологии. Знаменательное сочетание! Таким образом, «первое рождение» психологии в нашем университете совпадает с его собственным рождением.

Исторический путь развития университетской психологии был неотъемлем от судеб развития мировой психологической мысли. Известно, что до конца XIX века она развивалась преимущественно в составе философских знаний. Не случайно поэтому, что в университете она была представлена именами таких известных российских философов, как П.Д. Юркевич, М.М. Троицкий, Н.Я. Грот и др. Между тем революционные преобразования мировой психологии на рубеже XIX—XX веков не могли не затронуть и судеб психологической науки в Московском университете.

«Второе рождение» университетской психологии по праву связано с именем видного российского психолога — Георгия Ивановича Челпанова, утверждавшего, что «в настоящее время студент нуждается в ознакомлении с методами психологического исследования...», а «профессор не только должен преподавать предмет, но равным образом и руководить исследованиями».

Событием чрезвычайной важности явилось открытие Челпановым в 1914 году Психологического института имени Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете. Основой замысла Челпанова выступила центральная университетская идея единства научного познания и образования, воплощенная в статусе института как «учено-учебного заведения». И действительно, за недолгое время руководства институтом Г.И. Челпанов подготовил первую плеяду российских психологов-экспериментаторов, среди которых такие блистательные имена, как П.П. Блонский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, К.Н. Корнилов, С.В. Кравков, П.А. Шеварев, А.А. Смирнов, Н.И. Жинкин — всего около ста пятидесяти исследователей.

В последующем развитии университетская психология разделила все драмы российской истории XX века. После революции, в начале 20-х годов, была организована кампания по «перестройке психологии на основе марксизма». Не поддержавший ее Г.И. Челпанов в 1923 году был уволен. Все гуманитарные факультеты университета слили в общий ФОН — этой аббревиатурой называли факультет общественных наук. Психологию постепенно вытесняли из университетских стен. Отчужденным от университета в 1925 г. оказался первый российский психологический институт. Наконец, в 1931 г. в результате выведения гуманитарных факультетов из университета, психология полностью покидает его стены.

Возрождение, или «третье рождение», университетской психологии происходит в суровые годы Великой Отечественной войны. В самый трудный период обороны Москвы, осенью 1941 года, директор Института психологии К.Н. Корнилов спешно отправляется в эвакуацию. Институт остается без руководителя. И тогда оставшиеся в нем сотрудники совершают беспрецедентный по тем временам поступок — они сами избирают себе директора, которым становится Алексей Николаевич Леонтьев.

Выбор оказался удачным: прикладывая титанические усилия, демократически избранный директор смог добиться восстановления института в МГУ и в составе университета организовать его эвакуацию — вначале в Ашхабад, затем на Урал, под Свердловск. Годом позже, в 1942 году, директором института назначают авторитетнейшего отечественного психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна, накануне удостоенного Сталинской премии за книгу «Основы общей психологии». В том же 1942 году ему поручают организовать в МГУ кафедру психологии, которая уже через год была преобразована в отделение психологии при философском факультете, где в разные годы работали лучшие представители отечественной психологической науки. После ухода из университета Рубинштейна, оказавшегося жертвой кампании «по борьбе с космополитизмом», с 1949 года кафедрой заведует Теплов, а с 1951-го заведующим назначают А.Н. Леонтьева.

За двадцать с небольшим лет существования отделение психологии выпустило значительное число специалистов, известных как у нас, так и за рубежом: Л.И. Анцы-ферова, И.В. Равич-Щербо, Е.Д. Хом-ская, Л.С. Цветкова, В.П. Зинченко, Я.А. Пономарев, Л.М. Матюшкин и др. Кстати, последним выпускником отделения, получившим диплом в 1966 году, является В.А. Иван-ников, внесший заметный вклад в развитие факультета.

60-е годы знаменуют период расцвета университетской психологии. Сложились и успешно функционируют крупные научные школы, основанные такими выдающимися психологами, как А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, Е.Н. Соколов и др. В это же время, в 1966 году, отделение психологии преобразуется в факультет. Это «четвертое», хотя, быть может, и не последнее «возрождение» психологии в московском университете. Факультет с первых лет существования навсегда запечатлелся в моей памяти завораживающей речью Алексея Николаевича, ясностью мысли Александра Романовича в закрытой на стул аудитории, легкой поступью Блюмы Вульфовны, размашистым крупным почерком исписывающей стопку бумаги на очередном заседании. Никогда не забыть сорванно-простуженного баритона Даниила Борисовича, мхатовского артистизма Александра Владимировича, потрясающего эрудицией Петра Яковлевича. А наигранно-грубоватая доброта Юлии Владимировны, первого заместителя декана с седой стрижкой комсомолки тридцатых! С благодарностью вспоминаю Тамару Николаевну Кулакову, многие годы возглавлявшую учебную часть, Александру Дмитриевну Ивашову, заведовавшую факультетской аспирантурой, Таисию Ивановну Кабанову — секретаря ученого совета. Низкий им и всем неназванным поклон за беззаветное служение науке и факультету.

Сказанное позволяет нам не только гордиться прошлым, но и с уверенностью смотреть в будущее факультета.

Отдавая дань первому декану и основателю факультета А.Н. Леонтьеву и его ближайшим соратникам, хотел бы выразить искреннюю признательность сменившим его на этом посту профессорам А.А. Бодалеву и Е.А. Климову, всем преподавателям, сотрудникам, аспирантам и студентам, творческая энергия и душевное расположение которых делают вечно юным и желанным наш общий дом. С праздником!

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

  • За 35 лет факультет подготовил 5984 дипломированных специалиста — это психологи, обучавшиеся на дневном и вечернем отделениях.

  • С 1995 года, когда состоялся первый выпуск психологов, уже имеющих высшее образование, это отделение окончили 502 человека.

  • Значительным итогом деятельности факультета является подготовка 890 кандидатов и 79 докторов психологических наук, что позволяет назвать факультет подлинной кузницей психологических кадров высшей квалификации.

  • Научно-педагогическую деятельность на факультете сегодня ведут 137 кандидатов и 71 доктор наук, в том числе два члена-корреспондента Российской академии наук и 12 действительных членов-корреспондентов Российской академии образования.

  • Многие сотни научных трудов, изданных сотрудниками факультета, входят сегодня в золотой фонд психологической литературы.

TopList