Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЭФФЕКТИВНЫЙ ТРЕНИНГ С ПОМОЩЬЮ РОЛЕВЫХ ИГРЭФФЕКТИВНЫЙ ТРЕНИНГ С ПОМОЩЬЮ РОЛЕВЫХ ИГР

 

 

Морри ван Ментс
СПб.: Питер, 2001

 

Первое важное замечание — заголовок книги соответствует ее содержанию. Она действительно от первой до последней строчки посвящена ролевой игре. В данном издании освещаются практически все вопросы, касающиеся ролевой игры и ее применения в обучающей практике.
Названия глав говорят сами за себя: «Роли и ролевая игра», «Место ролевой игры в обучении и тренинге», «Подготовка к ролевой игре», «Проведение сессии ролевой игры» и т.д. Нашлось место даже для такой экзотики, как «киберпространственные ролевые игры» (то есть игры в системе Интернет), что весьма актуально для нашей страны.
Игра в данном пособии предстает как технология с широкими обучающими возможностями. Выделяются различные виды ролевых обучающих действий, и каждое из них описывается чрезвычайно подробно с точки зрения процедуры, возможностей и ограничений. Демонстрируется потенциал использования таких игр на уроке и на занятиях с детьми, в работе со взрослыми самых различных профессий и специальностей.
Некоторые разделы книги содержат материал, который может быть использован для организации методического сотрудничества психолога и педагога-предметника (например, при создании совместных игровых проектов, при консультировании педагогов по вопросам проведения игровых уроков и т.д.). Вдумчивый читатель многое почерпнет и непосредственно для работы с детьми и родителями (для создания и проведения психологических ролевых игр).
Все в этой книге сделано так, как надо: каждая тема методично раскрывается со всех сторон, в тексте читатель найдет «предупреждения» и «памятки» в рамочках; каждая главка заканчивается лаконичным резюме. В нужных местах — таблицы, в сложных темах — схемы. Материал прекрасно обобщен, нужным образом упрощен (пожалуй, даже слишком упрощен, все-таки — профессиональная литература), правильно выстроен.
И все же... в книге не хватает чего-то очень существенного. Возможно, дело в том, что речь здесь идет о простых, «классических» вариантах ролевой игры. Тех, в которых нет сложных сюжетных ходов и «многослойных» ролей. Парадоксально, но факт: при чтении этой книги не возникает никаких картинок, никаких образов игры. Живая ткань игрового действия удивительным образом просочилась сквозь страницы и куда-то исчезла.
В целом, это полезное, но уж очень «методическое» пособие для тех, кто только начинает постигать законы такого замечательного психологического жанра, как ролевая игра. Важно при этом, чтобы у читателя был опыт участия в такого рода процессах, иначе, повторюсь, ему трудно будет насытить содержанием хорошие и правильные слова этой книги. Кроме того, она может быть полезна педагогам, создающим и проводящим ролевые уроки.

Марина БИТЯНОВА