КНИЖНЫЙ ШКАФ
ЭФФЕКТИВНЫЙ
ТРЕНИНГ С ПОМОЩЬЮ РОЛЕВЫХ ИГР
Морри ван Ментс
СПб.: Питер, 2001
Первое важное замечание — заголовок
книги соответствует ее содержанию. Она
действительно от первой до последней строчки
посвящена ролевой игре. В данном издании
освещаются практически все вопросы, касающиеся
ролевой игры и ее применения в обучающей
практике.
Названия глав говорят сами за себя: «Роли и
ролевая игра», «Место ролевой игры в обучении и
тренинге», «Подготовка к ролевой игре»,
«Проведение сессии ролевой игры» и т.д. Нашлось
место даже для такой экзотики, как
«киберпространственные ролевые игры» (то есть
игры в системе Интернет), что весьма актуально
для нашей страны.
Игра в данном пособии предстает как технология с
широкими обучающими возможностями. Выделяются
различные виды ролевых обучающих действий, и
каждое из них описывается чрезвычайно подробно с
точки зрения процедуры, возможностей и
ограничений. Демонстрируется потенциал
использования таких игр на уроке и на занятиях с
детьми, в работе со взрослыми самых различных
профессий и специальностей.
Некоторые разделы книги содержат материал,
который может быть использован для организации
методического сотрудничества психолога и
педагога-предметника (например, при создании
совместных игровых проектов, при
консультировании педагогов по вопросам
проведения игровых уроков и т.д.). Вдумчивый
читатель многое почерпнет и непосредственно для
работы с детьми и родителями (для создания и
проведения психологических ролевых игр).
Все в этой книге сделано так, как надо: каждая
тема методично раскрывается со всех сторон, в
тексте читатель найдет «предупреждения» и
«памятки» в рамочках; каждая главка
заканчивается лаконичным резюме. В нужных местах
— таблицы, в сложных темах — схемы. Материал
прекрасно обобщен, нужным образом упрощен
(пожалуй, даже слишком упрощен, все-таки —
профессиональная литература), правильно
выстроен.
И все же... в книге не хватает чего-то очень
существенного. Возможно, дело в том, что речь
здесь идет о простых, «классических» вариантах
ролевой игры. Тех, в которых нет сложных сюжетных
ходов и «многослойных» ролей. Парадоксально, но
факт: при чтении этой книги не возникает никаких
картинок, никаких образов игры. Живая ткань
игрового действия удивительным образом
просочилась сквозь страницы и куда-то исчезла.
В целом, это полезное, но уж очень «методическое»
пособие для тех, кто только начинает постигать
законы такого замечательного психологического
жанра, как ролевая игра. Важно при этом, чтобы у
читателя был опыт участия в такого рода
процессах, иначе, повторюсь, ему трудно будет
насытить содержанием хорошие и правильные слова
этой книги. Кроме того, она может быть полезна
педагогам, создающим и проводящим ролевые уроки.
Марина БИТЯНОВА
|