Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2002

КОЛЛЕГИ

"ЗДЕСЬ НАШ ДОМ"

 

Иногда кажется, что в нашей нелегкой и полной многочисленных социально-экономических проблем жизни, нормально существовать могут только люди, умеющие легко приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям. А что делать тем, кто приспособиться не может?
Особенно страдают дети, и в первую очередь те, кто не имеет родителей или людей, их заменивших.
Недавно я познакомилась с работой одного государственного образовательного учреждения, где помогают таким детям. Речь идет о коррекционном профессиональном училище № 11 города Самары.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина косметики "Israel Cosmetics". Косметика Premier, AHAVA, CHI, Aroma Dead Sea, Sea of Spa и другие фирмы косметики мёртвого моря для ухода за волосами, телом, кожей лица, для ванны и душа, а также мужская линия. Гарантия качества, лечебная косметика, опытные консультанты, доступные цены, скидки. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты, прочитать отзывы и сделать заказ Вы сможете на сайте: http://israel-cosmetics.com.ua/.

Здесь обучается 610 учащихся. Это единственное в Самарской области учреждение начального профессионального образования, реализующее программы для детей с нарушениями в интеллектуальной сфере. Здесь их учат, причем не только профессии, но и самостоятельной жизни. В училище получают начальные профессиональные навыки дети с ограниченными возможностями со всей Самарской области. Среди них — ребята с диагнозом «задержка психического развития» и «легкая степень умственной отсталости (дебильность)».
Почти все учащиеся — сироты. Попадая сюда из детских домов и интернатов, они практически беспомощны в обыденной жизни. Здесь создаются все условия, чтобы они не пропали в этой жизни, где не находят себя даже благополучные люди с высшим образованием. Ребята не только осваивают профессию, но и приобретают социальные навыки, позволяющие им адаптироваться в обществе.
Безусловно, взяться за такую работу могут только люди неравнодушные и не боящиеся трудностей. В коррекционном профессиональном училище № 11 работает коллектив единомышленников во главе с директором С.В. Малышевым.
Для начала сотрудники обратились к специалистам Самарского регионального социопсихологического центра. Совместно с педагогами училища они разработали систему, позволяющую детям с нарушениями в интеллектуальном развитии эффективно осваивать различные профессии. Более того, выходя из училища, ребята адаптированы к социуму. И этому здесь уделяется внимание, по крайней мере, не меньшее, чем обучению профессии. При училище существует интернат.

Я — ХОРОШИЙ

Когда я в сопровождении директора училища проходила по комнатам общежития, везде меня встречали чистота и уют. Причем уют не казенный (хотя в каждой из комнат живет по нескольку ребят), а домашний. Наибольшее впечатление это произвело на меня в комнатах мальчиков. Сергей Викторович рассказал, что ребята сами стремятся создать в своих спальнях обстановку, приближенную к домашней. Они самостоятельно делают ремонт в комнатах: обои, занавески и даже ковровые покрытия покупают на заработанные деньги.
Было приятно отметить, что большинство комнат оформлены с большим вкусом. Говоря языком дизайнеров, весь интерьер выдержан в одной цветовой гамме. Даже тумбочки, шкафы и двери любовно оклеены пленкой «под дерево».
В общежитии с детьми работает команда специалистов: педагоги-воспитатели, психологи, врачи, культмассовые и даже музейные работники. За каждым воспитателем закреплено 15 детей, он следит за соблюдением чистоты и порядка, занимается кружковой работой, организует различные праздники, конкурсы, экскурсии.
Когда я спросила старшего воспитателя Клавдию Ивановну Прохорову об основных проблемах ее подопечных, она отметила отсутствие элементарных социальных навыков: «Они не умеют готовить, поскольку им никогда не приходилось делать это. Но у нас есть клуб «Хозяюшка», где и девочки и мальчики учатся вкусно готовить».
В будущем планируется создание своеобразных социальных гостиниц, где дети будут жить какое-то время самостоятельно. Там будут созданы все условия для этого. Воспитатель лишь проконсультирует ребят, если возникнет такая необходимость.
По мнению воспитателей, главное — подготовить детей к самостоятельному существованию, сформировать представления о нормальном образе жизни, человеческих отношениях и моральных ценностях. Ребенок должен быть убежден, что он хороший, что он нужен, что он может сделать очень многое, причем сам, своими руками.

Такая установка, по мнению С.В. Малышева, дает детям стойкую и правильную жизненную ориентацию: «Я не хочу принимать наркотики, я не хочу участвовать в том плохом, что вижу на улице». Большую помощь оказывает совет общежития — это группа детей, пользующихся уважением всех.
Большое значение уделяется организации досуга ребят. Этим занимается социальный педагог Елена Николаевна Костина. Совместно с воспитателями проводятся различные мероприятия, отмечаются праздники.
Профессиональное училище № 11 знаменито еще и тем, что в нем находится единственный в стране музей ветеранов-дальневосточников, который является гордостью не только детей, но и взрослых.

ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИИ

Учебная программа, по которой занимаются дети в профессиональном училище № 11 г. Самары, также была составлена с привлечением специалистов Самарского регионального социопсихологического центра.
Она построена с учетом интеллектуальных и практических возможностей детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Такие дети не способны к выполнению заданий со сложным алгоритмом. У них низкий уровень развития внимания, быстрая отвлекаемость. Такие учащиеся смотрят на объекты или их изображения, не замечая существенных элементов, поэтому часто не понимают многое из того, что им говорит педагог.
Для улучшения запоминания необходимо многократное повторение материала, его структурирование и разбивка на простые действия и операции.

Т.Н. Клюева:

Наши психологи занимались адаптацией обучающей программы для детей, которые имеют нарушения в развитии, к существующему образовательному стандарту. И в основу этой работы мы положили теорию поэтапного формирования действий П.Я. Гальперина. Каждая профессиональная операция, каждое профессиональное действие расписано у нас поэтапно, доступно для этих детей. Вместе с преподавателями училища мы скрупулезно работали над каждым действием, пытаясь расписать его по отдельным операциям. Результатом этой работы стали «проектировочные карты» для обучения таким профессиям, как овощевод, рабочий зеленого хозяйства, столяр, маляр, переплетчик-брошюровщик. На этих картах каждое действие представлено образно, в виде определенной картинки.
Кроме этого в карте указано, что произойдет, если какая-либо операция будет пропущена. Большое внимание уделяется технике безопасности.
В результате дети осваивают профессиональные навыки за положенный срок. Еще один очень важный момент в нашей работе — мы отслеживаем те действия, которые эти дети не могут выполнять. И исключаем их из стандарта.
Сейчас программы разработаны по шести профессиям, они утверждены, лицензированы и имеют отзывы РАО и Самарского педагогического института. Все преподаватели этого училища прошли обучение по нашей методике.
В следующем году список профессий, которым будут обучать здесь детей, расширится. Здесь будут готовить цветовых декораторов и ювелиров.

ЧТО ЖДЕТ ИХ ДАЛЬШЕ?

Отвечая на этот вопрос, мне рассказали, что следят за судьбой своих питомцев еще несколько лет после окончания училища.
Дети передаются «с рук на руки» Комитету по делам материнства, семьи и детства, который и ведет дальнейший патронаж. Сюда входит и устройство жилья, и определение места, где ребенок будет работать.
Вообще система трудоустройства детей здесь хорошо отлажена. Педагоги пишут письма в администрацию того района, где прописан ребенок. В этих письмах сообщается, что он выпускается из стен училища в таком-то году, по конкретной специальности, поэтому надо обеспечить его трудоустройство. «Мы не успокаиваемся, пока не получим официального подтверждения!» — заверил меня директор.
Когда речь зашла о проблемах, то преподаватели училища согласились: да, проблемы существуют — и материальные, и кадровые. Так, по штату интернату положено 10 воспитателей, а реально их в два раза меньше. Тем не менее, все основные специалисты в училище есть.
Большое значение отводится врачебной и психологической помощи детям, они постоянно находятся под наблюдением врача.
Здесь есть прекрасно оборудованная сенсорная комната, куда дети приходят на групповые сеансы. Это успокаивает, снимает усталость и напряженность. Кроме того, врач-психотерапевт Елена Георгиевна Вишневская назначает успокоительные препараты, поливитамины.
В интернате есть и свой психолог. Он занимается как индивидуальной, так и групповой коррекционно-развивающей работой. Интернатские дети очень любят посещать различные тренинги и групповые занятия, проходить игровую терапию.
На каждого ученика заведена индивидуальная карта, в которую и врач, и психолог заносят результаты диагностики и рекомендации. Отдельно отслеживается социальное развитие детей. В сложных случаях собирается психолого-педагогический консилиум, который принимает общее решение.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Коррекционное профессиональное училище № 11, г. Самара
Тел: (8462) 16-38-14

Главное в работе — команда единомышленников,
считают директор училища С.В. Малышев (на фото справа) и его заместитель В.В. Баркин

Пусть на время, но эти ребята обрели свой дом

К психологу училища Юлии Галеевой обращаются даже за советом, как бросить курить