Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВОЗРАСТНАЯ ОДАРЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

ВОЗРАСТНАЯ ОДАРЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ


Н.С. Лейтес
М.: Академия, 2000

Ключевым для автора этой книги является понятие возрастной одаренности. Это понятие имеет определенное объяснительное значение: в нем отражается признание зависимости незаурядных умственных качеств ребенка от возрастного развития и специфических особенностей детства.
По мнению автора, необычно высокий умственный уровень и ранние успехи ребенка не обязательно являются предвестниками собственно одаренности — они могут оказаться временными и преходящими.
Книга написана по материалам специальных психологических наблюдений, которые проводились в московских школах. Основными методами исследования выступили: наблюдение, беседа, биографический метод, естественный эксперимент, анализ продуктов деятельности.
По своему характеру книга является преимущественно описательной. Примерно треть ее посвящена анализу особенностей основных этапов школьного детства с точки зрения значения этих особенностей для общего психического развития. При этом автор придерживается традиционного деления детства на младший, средний и старший школьный возраст.
Далее Н.С. Лейтес рассматривает варианты возрастного развития школьников: случаи раннего умственного подъема в младшем школьном возрасте, случаи относительного отставания или опережения умственного развития у подростков и случаи ускоренного развития в ранней юности. Постоянно подчеркивается глубокая взаимосвязь проявлений общих умственных способностей и возрастных изменений.
В книге представлены индивидуально-типические различия, связанные с типом нервной системы, а также с принадлежностью к художественному или мыслительному типу, показано взаимовлияние интеллектуального и личностного развития.
Очень небольшая часть книги посвящена теоретическим вопросам детской одаренности. При этом автор придерживается «Рабочей концепции одаренности».
Очевидно, что книга может быть рекомендована как студентам в качестве учебника, так и уже практикующим педагогам и психологам в качестве пособия, помогающего разобраться в обсуждаемой проблеме. Однако необходимо сделать некоторые оговорки.
Во-первых, и об этом говорит сам автор, материалы книги собирались в советские годы и некоторые реалии той поры уже ушли в прошлое. По сути дела, новое издание является обновленным вариантом книги «Умственные способности и возраст», увидевшей свет 30(!) лет назад. За это время произошли слишком серьезные изменения, чтобы их не учитывать. Автор, говоря о девятиклассниках, решивших получить полное среднее образование, на самом деле характеризует десятиклассников. Кроме того, современный подросток принципиально отличается от своего сверстника, жившего в других социально-политических условиях.
Во-вторых, в книге представлен лишь один взгляд на проблему одаренности, а этого явно недостаточно.
В-третьих, по своему содержанию работа является скорее педагогической, чем психологической. Собственно психологические вопросы одаренности не получили адекватного отражения.
В целом книга может быть полезна практическим психологам, но для глубокого проникновения в проблему необходимо познакомиться с другими исследованиями по детской одаренности.

Марина СТЕПАНОВА