ВОЗРАСТНАЯ ОДАРЕННОСТЬ
ШКОЛЬНИКОВ
Н.С. Лейтес
М.: Академия, 2000
Ключевым для автора этой книги
является понятие возрастной одаренности. Это
понятие имеет определенное объяснительное
значение: в нем отражается признание зависимости
незаурядных умственных качеств ребенка от
возрастного развития и специфических
особенностей детства.
По мнению автора, необычно высокий умственный
уровень и ранние успехи ребенка не обязательно
являются предвестниками собственно одаренности
— они могут оказаться временными и преходящими.
Книга написана по материалам специальных
психологических наблюдений, которые проводились
в московских школах. Основными методами
исследования выступили: наблюдение, беседа,
биографический метод, естественный эксперимент,
анализ продуктов деятельности.
По своему характеру книга является
преимущественно описательной. Примерно треть ее
посвящена анализу особенностей основных этапов
школьного детства с точки зрения значения этих
особенностей для общего психического развития.
При этом автор придерживается традиционного
деления детства на младший, средний и старший
школьный возраст.
Далее Н.С. Лейтес рассматривает варианты
возрастного развития школьников: случаи раннего
умственного подъема в младшем школьном возрасте,
случаи относительного отставания или опережения
умственного развития у подростков и случаи
ускоренного развития в ранней юности. Постоянно
подчеркивается глубокая взаимосвязь проявлений
общих умственных способностей и возрастных
изменений.
В книге представлены индивидуально-типические
различия, связанные с типом нервной системы, а
также с принадлежностью к художественному или
мыслительному типу, показано взаимовлияние
интеллектуального и личностного развития.
Очень небольшая часть книги посвящена
теоретическим вопросам детской одаренности. При
этом автор придерживается «Рабочей концепции
одаренности».
Очевидно, что книга может быть рекомендована как
студентам в качестве учебника, так и уже
практикующим педагогам и психологам в качестве
пособия, помогающего разобраться в обсуждаемой
проблеме. Однако необходимо сделать некоторые
оговорки.
Во-первых, и об этом говорит сам автор, материалы
книги собирались в советские годы и некоторые
реалии той поры уже ушли в прошлое. По сути дела,
новое издание является обновленным вариантом
книги «Умственные способности и возраст»,
увидевшей свет 30(!) лет назад. За это время
произошли слишком серьезные изменения, чтобы их
не учитывать. Автор, говоря о девятиклассниках,
решивших получить полное среднее образование, на
самом деле характеризует десятиклассников.
Кроме того, современный подросток принципиально
отличается от своего сверстника, жившего в
других социально-политических условиях.
Во-вторых, в книге представлен лишь один взгляд
на проблему одаренности, а этого явно
недостаточно.
В-третьих, по своему содержанию работа является
скорее педагогической, чем психологической.
Собственно психологические вопросы одаренности
не получили адекватного отражения.
В целом книга может быть полезна практическим
психологам, но для глубокого проникновения в
проблему необходимо познакомиться с другими
исследованиями по детской одаренности.
Марина СТЕПАНОВА |