МАРАФОН
Работа школьного психолога необычна и
даже уникальна, с какой стороны на нее ни
посмотри. В частности, она предполагает
необыкновенно большой объем профессиональных
ЗУНов (то есть знаний, умений и навыков —
расшифрую на всякий случай). Что только не входит
в этот набор! От узкоспециальных знаний в области
детской и подростковой психофизиологии до
широких познаний в народной сказке, от
диагностических и собственно исследовательских
умений до способности к недирективному внушению,
от навыков активного слушания до навыков умелого
компьютерного пользователя...
Есть среди этих ЗУНов такие, которые однозначно
составляют гордость нашего профессионального
цеха, а есть другие, не то чтобы сомнительные...
скорее, многозначные. К последним относятся те,
что и облегчают, и затрудняют нам наше
профессиональное самоопределение. В данном
случае я говорю о профессиональных навыках
психолога, позволяющих ему любой процесс
взаимодействия людей превратить в творческий,
самодостаточный и запоминающийся.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ
Виртуозное владение игровыми,
тренинговыми, психогимнастическими техниками
грозит нам страшной опасностью: превратиться из
психолога в школьного массовика-затейника. Увы,
история практической психологии в российской
школе знает немало трагических примеров.
Все мы, работающие в школе психологи, подобную
опасность постоянно ощущаем. И противостоим ей
как умеем. Особенно остро встает эта проблема в
тех случаях, когда психологи включаются в
разработку и проведение различных общешкольных
дел и мероприятий: праздников, тематических
дискотек, КВН, олимпиад, марафонов и прочее, и
прочее.
Как войти в непосредственную внутришкольную
жизнь детей и педагогов и не потерять при этом
своего профессионального статуса? Не
превратиться в шоуменов, развлекающих
психологическими играми учителей на новогоднем
празднике или школьников в День смеха? Мы всегда
относились к таким вопросам серьезно. Школьному
психологу нужно очень осторожно примерять на
себя маску штатного «развлекателя» широких масс
школьной общественности. Это учителю такая роль
к лицу. У него настолько понятный и устойчивый
профессиональный статус, что любое временное
дозированное перевоплощение только помогает его
поддерживать. У психолога все пока иначе.
ПРАЗДНИК ЗНАНИЙ
Итак, «и хочется, и колется». Конечно,
психологу хочется участвовать вместе с
учителями, классными руководителями в
проведении различных внеурочных событий —
интеллектуального, воспитательного,
развлекательного характера. Это правильно и
интересно. Но в качестве кого?
Хочу поделиться опытом участия наших психологов
в одном конкретном мероприятии. Опыт этот, с моей
точки зрения, интересен тем, что нам удалось
включиться в него очень активно, заняв сугубо
профессиональную позицию.
Речь пойдет об интеллектуальном марафоне. По
сути своей, это старый, хорошо известный прием
учебно-воспитательной работы, так или иначе
присутствующий в жизни очень многих школ.
Свой интеллектуальный марафон мы изначально
планируем и реализуем как праздник. Праздник
знаний и интеллекта. В этот день процесс познания
рассматривается как безусловная
общечеловеческая и личная ценность. Так же как и
отношения между людьми, возникающие в процессе
совместного познания. Думать, совершенствовать
свой ум, расширять свои знания — это здорово, это
интересно, это, в конце концов, социально
престижно. Человек, поступающий так, заслуживает
несомненного уважения и признания. Такова идея
марафона. Как же участвуют в ее реализации
психологи?
ИЩЕМ ЭРУДИТОВ
Наш марафон рассчитан на три (!) дня.
Первый день — индивидуальный тур. Он проходит по
всей средней школе (с 5 по 11 класс) одновременно.
Ученики отвечают на вопросы теста. Вопросы эти
разной сложности, разного содержания.
Психологических вопросов там нет. Мы с самого
начала отказались играть в марафоне роль
носителей определенного предметного знания. Нам
показалось, что на фоне четких, понятных и
однозначных вопросов по истории, математике и
естествознанию наши расплывчатые «общие»
вопросы будут выглядеть нелепо. И явно не
прибавят авторитета психологическому знанию.
Нет, в первом туре мы не участвуем. Никак.
По итогам первого тура к вечеру того же дня
становятся известны победители в каждой
параллели. Ими считаются пять учеников,
набравших среди своих сверстников наибольшее
количество баллов. Всего таких ребят на всю
среднюю школу получается 35 человек. Они-то и
приглашаются для участия во втором дне марафона.
В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ
Второй день — это наша работа.
Официально то, что мы делаем, называется
«подготовка команд для группового тура
интеллектуального марафона». Действительно, в
третий день будут соревноваться команды. Их пять.
В каждой — 7 участников, с 5-го по 11-й класс. Они
будут перемещаться от одной предметной станции к
другой и набирать очки. Качество их работы будет
зависеть не только от индивидуальных
способностей каждого, но и от сплоченности
команды. Над тем, чтобы сплотить будущую команду,
мы и трудимся во второй день марафона.
В течение нескольких часов мы работаем с
командами. Их состав определяет жребий, все
остальное зависит исключительно от нас и от
участников. В нашу задачу входит не только
познакомить ребят между собой, но и настроить их
на сотрудничество друг с другом. Каждая команда к
утру следующего дня должна иметь название, девиз,
герб (эмблему, символ). Каждая должна приготовить
трехминутное выступление-приветствие. Это
выступление будет оценивать жюри, и оценка
войдет в общий балл команды.
Работая с командами, мы выступаем в привычной и
понятной для нас самих и окружающих
профессиональной роли. Мы не развлекаем
участников марафона. Мы их учим, выступаем
тренерами, наставниками, помогаем детям найти
общий язык и наладить сотрудничество.
Ребята, выходящие во второй тур марафона, — это
интеллектуально развитые, замотивированные на
получение знаний учащиеся, которые быстро
понимают свою основную задачу: создать
сплоченную, сильную команду, которая сможет
успешно бороться за победу. Нас они
рассматривают как специалистов, помогающих им
эту задачу решить.
Кстати, мы не готовим вместе с ребятами их
выступление. Мы помогаем им войти в активное,
творческое состояние, создаем атмосферу доверия
и открытости и на этом останавливаемся: команды
расходятся по пустым классным комнатам и
работают самостоятельно. Мы включаемся лишь в
тех редких случаях, когда работа совсем не
ладится. Именно в этом особенно ярко проявляется
особенность психологической профессиональной
позиции.
Возможно, ради зрелищности выступлений стоило бы
подключить к работе детских команд несколько
талантливых педагогов. На следующий день мы бы
слушали не детский лепет и самодельные стихи, а
смотрели бы почти профессиональные
мини-спектакли. Вот только дети не имели бы к
этому почти никакого отношения. И вообще
размывался бы до полной неузнаваемости смысл
работы по сплочению команд.
ТРЕНЕР «БЕГАЮЩИЙ»
В третий день психологам отводится
очень почетная и сложная роль. Мы выступаем в
качестве тренеров команд. К счастью, тренеров не
«играющих» (поверьте, я на собственном опыте
убедилась, что не могу ответить на большую часть
вопросов, с которыми ученики, особенно
старшеклассники, справляются шутя), а только
«бегающих».
Мы сопровождаем наши команды от станции к
станции, наблюдаем за их коллективной работой, за
состоянием отдельных игроков. Во время
выступлений (остановок на станциях) мы в процесс
не вмешиваемся, а в перерывах — обсуждаем, даем
советы, помогаем отреагировать эмоционально
острые ситуации.
Параллельно, незаметно для участников, мы
отслеживаем и работу педагогов, «ведущих
станции». При подведении итогов марафона наши
наблюдения и замечания оказываются очень
ценными и информативными. Мы ведь видим ситуацию
весьма своеобразно: одновременно и глазами
детей, и глазами сторонних наблюдателей...
После завершения третьего тура марафона мы с
участниками, в томительном ожидании итогов,
собираемся все вместе в актовом зале.
Психологически это очень необычный момент: с
одной стороны, соревнование уже закончилось,
можно спокойно смотреть друг другу в глаза, а с
другой стороны, участники еще не разделены волею
судьбы на победителей и проигравших. В зале царит
необычная атмосфера: доброжелательная и слегка
«искрящая». Мы организуем обмен впечатлениями,
обсуждаем смешные и трагические случаи.
Сплетничаем, слегка ворчим на отдельных
педагогов. Да, без этого не обходится.
После объявления итогов третьего тура каждый
тренер решает свои задачи: кто-то ликует и
обсуждает вклад каждого участника в победу, а
кто-то переживает разочарование, анализирует
причины неудачи.
В этот день мы очень близки с детьми, но, по
счастью, тоже выступаем для них в своей
профессиональной роли. Пожалуй, это похоже на
образцово-показательную игру: вот, посмотрите,
кто такой психолог и какие проблемы он может
вместе с вами обсуждать и решать.
Интеллектуальный марафон позволяет нам активно
участвовать в тех событиях, которые захватывают
внимание школы, и вместе с тем не терять своей
профессиональной позиции. Напротив, делать ее
более ясной и четкой для самих себя и других.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|