Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2002

ГИЛЬДИЯ

МАРАФОН

Работа школьного психолога необычна и даже уникальна, с какой стороны на нее ни посмотри. В частности, она предполагает необыкновенно большой объем профессиональных ЗУНов (то есть знаний, умений и навыков — расшифрую на всякий случай). Что только не входит в этот набор! От узкоспециальных знаний в области детской и подростковой психофизиологии до широких познаний в народной сказке, от диагностических и собственно исследовательских умений до способности к недирективному внушению, от навыков активного слушания до навыков умелого компьютерного пользователя...
Есть среди этих ЗУНов такие, которые однозначно составляют гордость нашего профессионального цеха, а есть другие, не то чтобы сомнительные... скорее, многозначные. К последним относятся те, что и облегчают, и затрудняют нам наше профессиональное самоопределение. В данном случае я говорю о профессиональных навыках психолога, позволяющих ему любой процесс взаимодействия людей превратить в творческий, самодостаточный и запоминающийся.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

Виртуозное владение игровыми, тренинговыми, психогимнастическими техниками грозит нам страшной опасностью: превратиться из психолога в школьного массовика-затейника. Увы, история практической психологии в российской школе знает немало трагических примеров.
Все мы, работающие в школе психологи, подобную опасность постоянно ощущаем. И противостоим ей как умеем. Особенно остро встает эта проблема в тех случаях, когда психологи включаются в разработку и проведение различных общешкольных дел и мероприятий: праздников, тематических дискотек, КВН, олимпиад, марафонов и прочее, и прочее.
Как войти в непосредственную внутришкольную жизнь детей и педагогов и не потерять при этом своего профессионального статуса? Не превратиться в шоуменов, развлекающих психологическими играми учителей на новогоднем празднике или школьников в День смеха? Мы всегда относились к таким вопросам серьезно. Школьному психологу нужно очень осторожно примерять на себя маску штатного «развлекателя» широких масс школьной общественности. Это учителю такая роль к лицу. У него настолько понятный и устойчивый профессиональный статус, что любое временное дозированное перевоплощение только помогает его поддерживать. У психолога все пока иначе.

ПРАЗДНИК ЗНАНИЙ

Итак, «и хочется, и колется». Конечно, психологу хочется участвовать вместе с учителями, классными руководителями в проведении различных внеурочных событий — интеллектуального, воспитательного, развлекательного характера. Это правильно и интересно. Но в качестве кого?
Хочу поделиться опытом участия наших психологов в одном конкретном мероприятии. Опыт этот, с моей точки зрения, интересен тем, что нам удалось включиться в него очень активно, заняв сугубо профессиональную позицию.
Речь пойдет об интеллектуальном марафоне. По сути своей, это старый, хорошо известный прием учебно-воспитательной работы, так или иначе присутствующий в жизни очень многих школ.
Свой интеллектуальный марафон мы изначально планируем и реализуем как праздник. Праздник знаний и интеллекта. В этот день процесс познания рассматривается как безусловная общечеловеческая и личная ценность. Так же как и отношения между людьми, возникающие в процессе совместного познания. Думать, совершенствовать свой ум, расширять свои знания — это здорово, это интересно, это, в конце концов, социально престижно. Человек, поступающий так, заслуживает несомненного уважения и признания. Такова идея марафона. Как же участвуют в ее реализации психологи?

ИЩЕМ ЭРУДИТОВ

Наш марафон рассчитан на три (!) дня. Первый день — индивидуальный тур. Он проходит по всей средней школе (с 5 по 11 класс) одновременно. Ученики отвечают на вопросы теста. Вопросы эти разной сложности, разного содержания. Психологических вопросов там нет. Мы с самого начала отказались играть в марафоне роль носителей определенного предметного знания. Нам показалось, что на фоне четких, понятных и однозначных вопросов по истории, математике и естествознанию наши расплывчатые «общие» вопросы будут выглядеть нелепо. И явно не прибавят авторитета психологическому знанию. Нет, в первом туре мы не участвуем. Никак.
По итогам первого тура к вечеру того же дня становятся известны победители в каждой параллели. Ими считаются пять учеников, набравших среди своих сверстников наибольшее количество баллов. Всего таких ребят на всю среднюю школу получается 35 человек. Они-то и приглашаются для участия во втором дне марафона.

В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ

Второй день — это наша работа. Официально то, что мы делаем, называется «подготовка команд для группового тура интеллектуального марафона». Действительно, в третий день будут соревноваться команды. Их пять. В каждой — 7 участников, с 5-го по 11-й класс. Они будут перемещаться от одной предметной станции к другой и набирать очки. Качество их работы будет зависеть не только от индивидуальных способностей каждого, но и от сплоченности команды. Над тем, чтобы сплотить будущую команду, мы и трудимся во второй день марафона.
В течение нескольких часов мы работаем с командами. Их состав определяет жребий, все остальное зависит исключительно от нас и от участников. В нашу задачу входит не только познакомить ребят между собой, но и настроить их на сотрудничество друг с другом. Каждая команда к утру следующего дня должна иметь название, девиз, герб (эмблему, символ). Каждая должна приготовить трехминутное выступление-приветствие. Это выступление будет оценивать жюри, и оценка войдет в общий балл команды.
Работая с командами, мы выступаем в привычной и понятной для нас самих и окружающих профессиональной роли. Мы не развлекаем участников марафона. Мы их учим, выступаем тренерами, наставниками, помогаем детям найти общий язык и наладить сотрудничество.
Ребята, выходящие во второй тур марафона, — это интеллектуально развитые, замотивированные на получение знаний учащиеся, которые быстро понимают свою основную задачу: создать сплоченную, сильную команду, которая сможет успешно бороться за победу. Нас они рассматривают как специалистов, помогающих им эту задачу решить.
Кстати, мы не готовим вместе с ребятами их выступление. Мы помогаем им войти в активное, творческое состояние, создаем атмосферу доверия и открытости и на этом останавливаемся: команды расходятся по пустым классным комнатам и работают самостоятельно. Мы включаемся лишь в тех редких случаях, когда работа совсем не ладится. Именно в этом особенно ярко проявляется особенность психологической профессиональной позиции.
Возможно, ради зрелищности выступлений стоило бы подключить к работе детских команд несколько талантливых педагогов. На следующий день мы бы слушали не детский лепет и самодельные стихи, а смотрели бы почти профессиональные мини-спектакли. Вот только дети не имели бы к этому почти никакого отношения. И вообще размывался бы до полной неузнаваемости смысл работы по сплочению команд.

ТРЕНЕР «БЕГАЮЩИЙ»

В третий день психологам отводится очень почетная и сложная роль. Мы выступаем в качестве тренеров команд. К счастью, тренеров не «играющих» (поверьте, я на собственном опыте убедилась, что не могу ответить на большую часть вопросов, с которыми ученики, особенно старшеклассники, справляются шутя), а только «бегающих».
Мы сопровождаем наши команды от станции к станции, наблюдаем за их коллективной работой, за состоянием отдельных игроков. Во время выступлений (остановок на станциях) мы в процесс не вмешиваемся, а в перерывах — обсуждаем, даем советы, помогаем отреагировать эмоционально острые ситуации.
Параллельно, незаметно для участников, мы отслеживаем и работу педагогов, «ведущих станции». При подведении итогов марафона наши наблюдения и замечания оказываются очень ценными и информативными. Мы ведь видим ситуацию весьма своеобразно: одновременно и глазами детей, и глазами сторонних наблюдателей...
После завершения третьего тура марафона мы с участниками, в томительном ожидании итогов, собираемся все вместе в актовом зале. Психологически это очень необычный момент: с одной стороны, соревнование уже закончилось, можно спокойно смотреть друг другу в глаза, а с другой стороны, участники еще не разделены волею судьбы на победителей и проигравших. В зале царит необычная атмосфера: доброжелательная и слегка «искрящая». Мы организуем обмен впечатлениями, обсуждаем смешные и трагические случаи. Сплетничаем, слегка ворчим на отдельных педагогов. Да, без этого не обходится.
После объявления итогов третьего тура каждый тренер решает свои задачи: кто-то ликует и обсуждает вклад каждого участника в победу, а кто-то переживает разочарование, анализирует причины неудачи.
В этот день мы очень близки с детьми, но, по счастью, тоже выступаем для них в своей профессиональной роли. Пожалуй, это похоже на образцово-показательную игру: вот, посмотрите, кто такой психолог и какие проблемы он может вместе с вами обсуждать и решать. Интеллектуальный марафон позволяет нам активно участвовать в тех событиях, которые захватывают внимание школы, и вместе с тем не терять своей профессиональной позиции. Напротив, делать ее более ясной и четкой для самих себя и других.

 

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук