Цукерман Г. А. Переход
из начальной школы в среднюю как психологическая
проблема. Вопросы психологии, № 5, 2001, с. 19—34
Часто появляющиеся у учащихся 5-х
классов негативные явления (дисциплинарные
проблемы, резкое падение интереса к учению, рост
тревожности, дезориентация в жизненных
ситуациях) — это не типичные признаки
возрастного кризиса подросткового возраста, а
следствие образовательного кризиса.
Важным фактором успешной адаптации человека к
резким жизненным изменениям является высокий
уровень поисковой активности. Организация
поиска новых способов решения учебной задачи
является фокусом усилий учителей, работающих по
системе Эльконина — Давыдова.
В ходе проведенного эксперимента с учащимися
1–6-х классов было установлено, что при переходе в
средние классы уровень поисковой активности
заметно снижается у всех школьников. Однако
поисковая активность остается стабильной у тех,
кто был активен при решении новых задач, всегда
высказывал свои гипотезы, действовал по-новому,
не боялся рисковать.
На снижение уровня поисковой активности
учащихся при переходе в среднее звено влияют
следующие факторы:
1) диаметрально противоположное
восприятие учителями начальной и средней школы
учеников пятых классов;
2) появление качественно новых типов
работ, которые не были отработаны в начальной
школе. Основным видом работы становится
самостоятельная работа с различными видами
текстов, в то время как в начальной школе
преобладал устный диалог.
Следовательно, для смягчения
трудностей адаптации пятиклассников и
устранения опасной синхронизации возрастного и
образовательного кризисов в начальной школе
необходимо: развитие поисковой активности;
сохранение модели обучения начальной школы;
развитие в 3–4-м классах навыков самостоятельной
работы, рассуждений, обобщений, анализа
эмпирических данных.
Одним из специальных средств развития поисковой
активности в начальной школе может стать устная
дискуссия, управляемая учителем, который
удерживает целостность рассуждения, ведущего к
открытию новых свойств изучаемого объекта.
Предметная определенность, логическая
расчлененность, связность, доказательность,
абстрактность, произвольность и адресованность
отдельных реплик и ориентированность на
собеседника устного учебного диалога готовит
учащихся к письменному учебному диалогу.
Овладение навыками письменной дискуссии
позволит участвовать в обсуждении, в поисках
способа решения учебной задачи практически всем
ученикам, даже тем, которые при устном диалоге
обычно молчат. А значит, практически все получают
возможность развития собственной поисковой
активности, необходимой для успешного перехода в
среднее звено. Различные виды письменного
диалога нужно использовать в 4-х выпускных
классах.
Подготовила Ольга БАРАНОВА |