Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2002

ДАЙДЖЕСТ

Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. Вопросы психологии, № 5, 2001, с. 19—34

Часто появляющиеся у учащихся 5-х классов негативные явления (дисциплинарные проблемы, резкое падение интереса к учению, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях) — это не типичные признаки возрастного кризиса подросткового возраста, а следствие образовательного кризиса.
Важным фактором успешной адаптации человека к резким жизненным изменениям является высокий уровень поисковой активности. Организация поиска новых способов решения учебной задачи является фокусом усилий учителей, работающих по системе Эльконина — Давыдова.
В ходе проведенного эксперимента с учащимися 1–6-х классов было установлено, что при переходе в средние классы уровень поисковой активности заметно снижается у всех школьников. Однако поисковая активность остается стабильной у тех, кто был активен при решении новых задач, всегда высказывал свои гипотезы, действовал по-новому, не боялся рисковать.
На снижение уровня поисковой активности учащихся при переходе в среднее звено влияют следующие факторы:

1) диаметрально противоположное восприятие учителями начальной и средней школы учеников пятых классов;

2) появление качественно новых типов работ, которые не были отработаны в начальной школе. Основным видом работы становится самостоятельная работа с различными видами текстов, в то время как в начальной школе преобладал устный диалог.

Следовательно, для смягчения трудностей адаптации пятиклассников и устранения опасной синхронизации возрастного и образовательного кризисов в начальной школе необходимо: развитие поисковой активности; сохранение модели обучения начальной школы; развитие в 3–4-м классах навыков самостоятельной работы, рассуждений, обобщений, анализа эмпирических данных.
Одним из специальных средств развития поисковой активности в начальной школе может стать устная дискуссия, управляемая учителем, который удерживает целостность рассуждения, ведущего к открытию новых свойств изучаемого объекта. Предметная определенность, логическая расчлененность, связность, доказательность, абстрактность, произвольность и адресованность отдельных реплик и ориентированность на собеседника устного учебного диалога готовит учащихся к письменному учебному диалогу.
Овладение навыками письменной дискуссии позволит участвовать в обсуждении, в поисках способа решения учебной задачи практически всем ученикам, даже тем, которые при устном диалоге обычно молчат. А значит, практически все получают возможность развития собственной поисковой активности, необходимой для успешного перехода в среднее звено. Различные виды письменного диалога нужно использовать в 4-х выпускных классах.

Подготовила Ольга БАРАНОВА