ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
СЕМЬИ
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис
СПб.: Питер, 2001
В предисловии к первому изданию Б.Д.
Карвасарский написал: «Впервые в нашей
литературе был подытожен в отдельной монографии
опыт многолетних исследований процесса, методов
и механизмов лечебного воздействия семейной
психотерапии при нервно-психических
заболеваниях». Перед нами — уже 3-е издание этой
книги.
Первая глава посвящена семье как источнику
психической травматизации личности. Вторая
глава излагает нарушения основных сфер
жизнедеятельности семьи в качестве источника
психической травматизации личности. Честно
говоря, я так и не поняла логический принцип
разделения этих глав. Разделы о репрезентативных
системах и нарушениях коммуникации оказались
практически недоступны моему пониманию. В то же
время очень интересна концепция
патологизирующих семейных ролей, объясняющая
механизмы формирования нервно-психической
патологии под влиянием семейных факторов.
Видимо, из-за чрезмерного развития визуальной
репрезентативной системы мне очень хотелось
увидеть определенную структуру, но обилие
фактического и теоретического материала накрыло
меня с головой.
Третья глава, объем которой составляет всего 47
страниц, посвящена методам семейной диагностики
и коррекции. Глава крайне скудна, сыра и
неприменима на практике. Вы не поверите, но в
качестве методов семейной психотерапии здесь
называются всего три, а генограмма (очень
популярная диагностическая техника) буквально
перевернута с ног на голову.
Четвертая глава излагает авторский взгляд на
историю развития семейной психотерапии. Для меня
остался загадкой принцип классификации школ и
подходов, использованный авторами: то ли
хронологический, то ли идеологический, то ли
объектный. Боюсь, что, если бы прежде я не была
знакома с этой темой, в голове моей приключился
бы полный хаос. Очень интересны представленные в
этой главе стенограммы терапевтических сеансов
Браулио Монтальво, Мары Сельвини-Палаццоли с
Луиджи Босколо, Джан-Франко Чеккином и Джулианой
Пратта, Карла Витакера (которого авторы упорно
называют Витикером). Немного непонятно, правда,
откуда они заимствованы и с какой целью включены
в книгу.
Пятая глава — это изложение опыта авторов по
лечению и профилактике некоторых
нервно-психических расстройств.
В конце книги дано 11 приложений — авторские
методики изучения семьи. К сожалению, мне опять
не хватило интеллекта, чтобы понять, как
использовать их на практике. А попробовать очень
хочется, потому что некоторые из них кажутся
весьма любопытными.
Потрясает воображение список основной
литературы на 35 страницах, 30 из которых — не
отечественные публикации. Пожалуй, это самое
неизгладимое впечатление от книги. Снимаю шляпу!
После прочтения этой книги осталась грусть и
даже, пожалуй, разочарование. Все так технически
грамотно, академично, научно обоснованно, но сухо
и безжизненно. Похоже, то, чему я училась долгие
годы у лучших отечественных и зарубежных
терапевтов (а именно, использование собственной
личности как терапевтического инструмента)
признается авторами этой книги никчемной тратой
времени, ибо главное — метод, техника и
профессиональные навыки.
Перечитываю рецензию и замечаю, что мне очень
много чего непонятно. Похоже, авторы добились
поставленной цели — книга заставляет думать,
ставить вопросы и искать ответы.
Ольга ДИАНОВА |