Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ


Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис
СПб.: Питер, 2001

В предисловии к первому изданию Б.Д. Карвасарский написал: «Впервые в нашей литературе был подытожен в отдельной монографии опыт многолетних исследований процесса, методов и механизмов лечебного воздействия семейной психотерапии при нервно-психических заболеваниях». Перед нами — уже 3-е издание этой книги.
Первая глава посвящена семье как источнику психической травматизации личности. Вторая глава излагает нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи в качестве источника психической травматизации личности. Честно говоря, я так и не поняла логический принцип разделения этих глав. Разделы о репрезентативных системах и нарушениях коммуникации оказались практически недоступны моему пониманию. В то же время очень интересна концепция патологизирующих семейных ролей, объясняющая механизмы формирования нервно-психической патологии под влиянием семейных факторов. Видимо, из-за чрезмерного развития визуальной репрезентативной системы мне очень хотелось увидеть определенную структуру, но обилие фактического и теоретического материала накрыло меня с головой.
Третья глава, объем которой составляет всего 47 страниц, посвящена методам семейной диагностики и коррекции. Глава крайне скудна, сыра и неприменима на практике. Вы не поверите, но в качестве методов семейной психотерапии здесь называются всего три, а генограмма (очень популярная диагностическая техника) буквально перевернута с ног на голову.
Четвертая глава излагает авторский взгляд на историю развития семейной психотерапии. Для меня остался загадкой принцип классификации школ и подходов, использованный авторами: то ли хронологический, то ли идеологический, то ли объектный. Боюсь, что, если бы прежде я не была знакома с этой темой, в голове моей приключился бы полный хаос. Очень интересны представленные в этой главе стенограммы терапевтических сеансов Браулио Монтальво, Мары Сельвини-Палаццоли с Луиджи Босколо, Джан-Франко Чеккином и Джулианой Пратта, Карла Витакера (которого авторы упорно называют Витикером). Немного непонятно, правда, откуда они заимствованы и с какой целью включены в книгу.
Пятая глава — это изложение опыта авторов по лечению и профилактике некоторых нервно-психических расстройств.
В конце книги дано 11 приложений — авторские методики изучения семьи. К сожалению, мне опять не хватило интеллекта, чтобы понять, как использовать их на практике. А попробовать очень хочется, потому что некоторые из них кажутся весьма любопытными.
Потрясает воображение список основной литературы на 35 страницах, 30 из которых — не отечественные публикации. Пожалуй, это самое неизгладимое впечатление от книги. Снимаю шляпу!
После прочтения этой книги осталась грусть и даже, пожалуй, разочарование. Все так технически грамотно, академично, научно обоснованно, но сухо и безжизненно. Похоже, то, чему я училась долгие годы у лучших отечественных и зарубежных терапевтов (а именно, использование собственной личности как терапевтического инструмента) признается авторами этой книги никчемной тратой времени, ибо главное — метод, техника и профессиональные навыки.
Перечитываю рецензию и замечаю, что мне очень много чего непонятно. Похоже, авторы добились поставленной цели — книга заставляет думать, ставить вопросы и искать ответы.

Ольга ДИАНОВА