Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2002
«МЫ ФОРМИРУЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ЭЛИТУ»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«МЫ ФОРМИРУЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ЭЛИТУ»

Бронислав Александрович ЗЕЛЬЦЕРМАННедавно я познакомилась с человеком, который разработал уникальную систему психологического сопровождения для образовательных учреждений, работающих по системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова. Этот человек — Бронислав Александрович ЗЕЛЬЦЕРМАН, научный руководитель и создатель педагогического центра «Эксперимент» в г. Риге.

Бронислав Александрович, действительно ли в школах, работающих по системе развивающего обучения, психологи практически не нужны?

Как раз наоборот. У нас психолог больше чем просто психолог. Сама наша система психолого-педагогическая. Психологическая составляющая стоит на первом месте. Это и определяет требования к психологу. Он должен хорошо знать не только психологию ребенка, но и психологические основания системы Эльконина — Давыдова.
Настоящий учитель должен занимать во время урока позицию и психолога и педагога. Сам же психолог в такой ситуации становится своеобразным супервизором — он должен знать и видеть гораздо больше, чем учитель.
Поэтому я много лет не мог найти психолога. Сейчас в нашем центре работают пять психологов, все они «выращены» у нас.

Может быть, вы предъявляете к психологам слишком высокие требования?

Я хочу, чтобы они хорошо знали возрастные особенности детей и психологию ребенка в целом. А потом предоставляю им право выбора — они могут заниматься тем, что у них лучше получается.
Психологи должны понимать, что у педагогов часто не хватает знаний и средств для развития детей. Тогда педагогов самих надо развивать.
При работе с детьми психолог должен представлять, что может получиться в результате того или иного педагогического воздействия. Он должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, специфику возрастных изменений. Благодаря этому мы готовы к возникновению кризиса перехода из одной ступени школы в другую, кризиса подросткового возраста и создаем условия для наименее травматичного их протекания.

Существуют ли в вашем центре собственные психологические разработки?

Наши педагоги совместно с психологами создали специальный дневник, в котором отслеживается развитие ребенка. Туда заносятся результаты психологической диагностики начиная с 2 лет и до окончания школы.
Психологи вместе с педагогами проводят специальные тренинги. Отслеживаются внешние проявления чувств у детей: мимика, жесты во время поисковой активности, проверки гипотезы. Современная техника позволяет это сделать и отследить в динамике. Потом, во время видеопросмотра, педагог может анализировать этот материал совместно с психологом.
Кроме того, психологи у нас обязательно ведут занятия с детьми. Есть несколько курсов, например «Психокоррекционные игры». Там проходит работа с детьми, позволяющая им понимать себя, видеть себя среди людей. Все это проходит в виде игр, тренингов, занятий.
Сейчас мы разрабатываем специальные учебные курсы. В начальной школе вводится предмет «Человекознание». Я сам руководил разработкой его программы.

Это постоянный курс?

Да. Я подумал, почему бы не начать изучение основ психологических знаний в начальной школе? Сейчас мы запустили программу для дошкольников, которая включает в себя три аспекта: «что я знаю о себе», «я в группе», «я в обществе».
Старшие дети у нас способны рефлексировать свою деятельность и ее результаты и на основе этого проектировать себя (скорее, проектировать мероприятия по формированию себя с учетом своей цели). Сами дети под наблюдением психологов проводят тренинги, игры, построенные на актуальной для них проблематике. Например, девятый класс сделал для себя проект по разрешению возникшего конфликта. Самое поразительное, что когда учащиеся в рамках этого проекта разработали тренинг, этот конфликт исчез. Ребята поняли, что причина конфликта находится в них самих. Потом они услышали, что в шестом классе возник похожий конфликт, и провели там тренинг при нашей супервизии. Одиннадцатиклассники проводили тренинг развития коммуникативных навыков для девятиклассников.
Психология стала неотъемлемой частью жизни детей в нашем центре: более 10% выпускников выбрали психологию в качестве будущей профессии. Другие предполагают применять психологические знания для работы над собой.

Получается, что старшим ребятам психолог уже не нужен?

Да, в это время прекращается психологическое сопровождение в его традиционном понимании. В десятом классе любые, даже самые высококлассные психологи становятся для ребят лишь консультантами.
Основное место, где продолжается их психологическое образование, — психологический клуб. Здесь дети обсуждают свои проблемы, а психолог присутствует как консультант. Ребята заявляют свои проблемы и совместно решают их. В нынешнем девятом дети после года клуба оказались настолько психологически грамотны, что супервизор им уже не нужен – они сами способны организовывать процедуры по психологической взаимопомощи. Они помогают друг другу.
Такая работа — показатель мастерства психолога.

Вы принимаете к себе в центр всех желающих?

В два года мы принимаем всех, а в шесть лет — не всех. К сожалению, есть дети, которых родители испортили так, что сложно что-либо поправить.
Я не скрываю, что наш центр работает на формирование интеллектуальной элиты. Здесь очень важно наличие психического здоровья как базы для развития, хотя для меня интеллект стоит на первом месте.
Правда, система Эльконина—Давыдова позволяет работать даже с олигофренами.

Есть ли у вас неуспевающие дети?

У нас таких нет. Система Эльконина — Давыдова исключает это.
Конечно, у нас есть такие дети, которые по десятибалльной системе оценок получают пять баллов по математике. Ну и что?! Я говорю в таком случае родителям: зато ваш ребенок имеет десять баллов по ритмике и десять — по изобразительному искусству! Успехи у нас поощряются.
Отстающие дети появляются в том случае, если у них дома нет условий для развития. Тогда я прошу забрать ребенка из нашей школы.

Как вы занимаетесь с детьми двухлетнего возраста?

С ними ведутся систематические занятия по развитию речи, мышления, воображения. Дети рисуют, танцуют, играют в развивающие игры. При этом они учатся выделять общий способ построения игры.
Читать, писать и считать маленьких детей в педагогическом центре «Эксперимент» не учат. Письмо, чтение и счет являются побочным результатом развития наших детей. Читать каждый ребенок начинает тогда, когда у него появляется в этом потребность. А счет возникает автоматически. Наша цель — дать ребенку возможность реализовать то, что в нем заложено. Если я знаю, что в определенном возрасте важно развитие мелкой моторики руки, то мы используем упражнения Монтессори.

Как проходит работа психологов с учителями?

Учителя являются такими же субъектами психологического сопровождения, как и ученики.
Наши учителя начальной школы традиционно более «продвинуты» в психологии, чем остальные преподаватели. Сейчас идет эксперимент в средней школе по поиску оптимальных форм работы с детьми. На этих занятиях обязательно присутствует психолог, который снимает все на видеопленку. Учителя на равных участвуют в обсуждении, во время которого повышается их психологическая компетентность. Я сам присутствую на многих уроках и работаю вместе с детьми и учителями.
Работать с учителями очень интересно. Они, как и дети, очень разные. У нас есть девиз: «Учитель, научи себя сам!» Многие учителя самостоятельно ищут оптимальные формы и приемы работы.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
Педагогический центр «Эксперимент»,
Латвия, г. Рига
Тел.: (371) 727-57-73, 731-50-33
Интернет: www.experiment.lv