Горбачева Е.И.
Избирательность памяти и предметная ориентация
мышления. Вопросы психологии, № 5, 2001, с. 35—48
Основу активности процессов памяти
составляет целевая детерминанта, причем в
зависимости от внутреннего (субъективного)
смыслового контекста в фокусе запоминания могут
оказаться различные особенности одного и того же
стимульного материала.
Этот фактор обеспечивает избирательность
мнемической деятельности. Ограничению широкой
направленности процессов памяти и концентрации
их в конкретной области содержания способствует
предметно-ориентированный опыт решения
мыслительных задач субъекта. Таким образом,
предметная ориентация и специфика мышления
характеризует качественные своеобразия памяти:
развитие словесно-логического мышления
обусловливает лучшее запоминание
абстрактно-логического материала, а развитие
художественно-образного мышления — запоминание
конкретных деталей.
В исследовании школьников 7, 9 и 11-х классов была
применена методика изучения мнемической
активности. Испытуемые должны были прочитать
тексты с поливалентным содержанием и выполнить
два типа заданий: 1) восстановление пропущенных
фрагментов; 2) воспроизведение прочитанного
текста. Тексты отличались пространственной и
логической близостью релевантной и
иррелевантной информации; информационной
емкостью.
В ситуации давления избыточной информации
испытуемые воспроизводили качественно только
наиболее значимые для них данные. Школьники из
профильных классов показывали избирательную
мнемическую активность в соответствии с
профилем обучения или личными интересами. Такая
зависимость ярче проявляется в 11-х классах, когда
у учащихся уже сложились релевантные
предметному содержанию формы мысли.
Предметная избирательность процессов памяти
складывается в ходе учебно-познавательной
практики (освоения соответствующих способов
мыслительной обработки предметного материала).
Однако запоминание зависит не только от
применения этих форм мыслительной деятельности,
но и от субъективной значимости материала.
Неуспешное овладение тем или иным предметом в
старших классах может быть обусловлено
избирательностью памяти ученика.
Подготовила Ольга БАРАНОВА |