Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2002

ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ РАЗНЫЕ?

Почему одни — «легкие», а другие — «трудные»? Одни — эгоисты, другие — альтруисты? Самоуверенные до наглости и застенчивые до робости? Приспособленные к жизни и, наоборот, неприспособленные? Почему дети бывают разные не физически, а психологически? Разные в своем восприятии мира, и прежде всего — самих себя? Разные в своем отношении к себе и к другим людям? Почему мой знакомый Вовочка при гостях сразу торопится залезть на стульчик (он его несет в центр комнаты, лишь заслышав звонок в прихожей) и громко прочитать «Наша Таня громко плачет», а другой знакомый, Ванечка, сразу забывает все стихи и забивается под кровать в соседней комнате? Почему Коленька плачет и топает ножками, не получив железной дороги за тысячу рублей, а Витенька доволен своей «бибикой» за 40 рублей? Почему Машенька отказывается ходить на художественную гимнастику, побывав там лишь однажды и увидев, что могут делать другие девочки, а ее сверстник Юрочка изо дня в день ходит играть в шахматы, хотя второй год проигрывает партию за партией?

Почему? Почему они такие разные? Речь идет, разумеется, не о той разнице, которая связана с генетикой, а о другой, которая возникает как следствие различий в воспитании. Почему вследствие разного воспитания наши дети так сильно различаются прежде всего в том, как они оценивают себя, свои успехи и неудачи, проблемы и достижения? Почему они такие разные в том, как оценивают учителей, товарищей, нас с вами? Почему пятилетний Петя спрашивает: «Папа, ты неудачник?» Папа всю жизнь отдал любимому делу (ну, не всегда у нас за любимое и нужное людям дело много и вовремя платят). И почему папа не находит, что ему (а главное, себе) на это ответить?

Десятки, сотни таких «почему» окружают нас каждый день. Далеко не всегда удается на них ответить. Иногда просто времени не хватает. Иногда — сил. Иногда — чего-то еще. Подчас отмахиваемся: «Вырастет — поймет», «В институте научат», «Армия воспитает»... А если не поймет? Не научат? Не воспитает? Если поздно будет учить и воспитывать? И вообще, почему кто-то должен доделывать за нас то, что мы сами не доделали? В конце концов, это наши дети, и ответственны за них и за их вопросы мы, и только мы. Никто не снимал и не снимет с нас эту моральную ответственность. Так давайте не будем снимать ее с себя сами в попытках облегчить свою жизнь — это ведь лишь кажущееся облегчение.

Давайте всерьез отнесемся ко всем этим многочисленным «почему» и попробуем если не ответить на них окончательно, то, по крайней мере, поразмыслить над ними. Спокойно и не торопясь. Давайте посвятим им несколько часов. За всеми этими вопросами стоит самое важное — личность вашего ребенка, его детское Я, которое очень скоро, и заметить не успеете, станет взрослым.

 

Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ