Кудрявцев В.Т.,
Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в
онтогенезе. Вопросы психологии, № 4, 2001, с. 14—30
Учебная деятельность младших
школьников начинается не с усвоения сложных
знаний, а с оценки ребенком соответствующей
ситуации как учебной. Показателем адекватности
такой оценки на первых порах может служить
инициативное включение ребенком взрослого в
процесс собственного учения, в учебное
сотрудничество. В многочисленных вопросах к
учителю впервые проявляется учебная
самостоятельность ученика. Трудности возникают
тогда, когда ребенок не видит необходимости в
помощи взрослого или не может выразить
собственное затруднение.
Результаты использования классической методики
подсказок М. Вертгеймера, К. Дункера и др.
показали, что даже почти очевидной подсказкой
могут воспользоваться только те ученики, которые
уже умеют решать простейшие основные задачи.
Слабому ученику, не овладевшему первоначальными
умениями, помощь, может, объективно и нужна, но
грамотно обратиться за ней и с умом принять ее он
не способен.
Подготовила Ольга БАРАНОВА |