Каминская М.В. Проблема
освоения педагогической деятельности в системе
Эльконина — Давыдова. Вопросы психологии, № 5, 2001,
с. 49—59
Система Эльконина — Давыдова
предполагает становление не только ученика как
субъекта учебной деятельности, но и учителя как
субъекта собственной педагогической
деятельности. Это вызывает необходимость
разработки новых способов подготовки молодых
специалистов.
При освоении деятельности в системе
развивающего обучения перед начинающими
учителями встают проблемы технологии,
содержания и результатов обучения. Для
преодоления этих трудностей педагогам
необходимо преодолеть:
1) противодействие профессиональных
стереотипов традиционной системы образования;
2) конфликтность установок в профессиональном
сознании учителя;
3) излишний предметоцентризм и внимание к внешней
стороне технологии системы развивающего
обучения.
В результате проведения
экспериментального исследования было
установлено, что в процессе подготовки учителей
системы развивающего обучения противопоказано
традиционное предъявление готовых
дидактических и методических знаний в области
развивающего обучения.
С целью оказания помощи начинающим педагогам
развивающего обучения делалось следующее:
— использовались проблемно-проектировочные
игры и коллективные учительские проекты;
— на экспериментальной площадке школы
проводились учебно-тренировочные занятия и
тренинги, в ходе которых анализировались
возникающие практические проблемы и
определялись индивидуальные пути их решения;
— на экспериментальной площадке школы на
специальных групповых и индивидуальных
консультациях-практикумах разбирались способы
развития действий учителя от самодостаточного
механического к личностно-осмысленному.
Подготовила Ольга БАРАНОВА |