Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2002

ДАЙДЖЕСТ

Каминская М.В. Проблема освоения педагогической деятельности в системе Эльконина — Давыдова. Вопросы психологии, № 5, 2001, с. 49—59

Система Эльконина — Давыдова предполагает становление не только ученика как субъекта учебной деятельности, но и учителя как субъекта собственной педагогической деятельности. Это вызывает необходимость разработки новых способов подготовки молодых специалистов.
При освоении деятельности в системе развивающего обучения перед начинающими учителями встают проблемы технологии, содержания и результатов обучения. Для преодоления этих трудностей педагогам необходимо преодолеть:

1) противодействие профессиональных стереотипов традиционной системы образования;
2) конфликтность установок в профессиональном сознании учителя;
3) излишний предметоцентризм и внимание к внешней стороне технологии системы развивающего обучения.

В результате проведения экспериментального исследования было установлено, что в процессе подготовки учителей системы развивающего обучения противопоказано традиционное предъявление готовых дидактических и методических знаний в области развивающего обучения.
С целью оказания помощи начинающим педагогам развивающего обучения делалось следующее:
— использовались проблемно-проектировочные игры и коллективные учительские проекты;
— на экспериментальной площадке школы проводились учебно-тренировочные занятия и тренинги, в ходе которых анализировались возникающие практические проблемы и определялись индивидуальные пути их решения;
— на экспериментальной площадке школы на специальных групповых и индивидуальных консультациях-практикумах разбирались способы развития действий учителя от самодостаточного механического к личностно-осмысленному.

Подготовила Ольга БАРАНОВА