ПРОГРАММА
СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАННЕГО
ВЫЯВЛЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С
ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
ВВЕДЕНИЕ
Система раннего выявления и ранней
специальной помощи призвана оказывать
психолого-педагогическую поддержку детям с
отклонениями в развитии, их родителям и
специалистам. Ее функционирование в масштабах
всей страны обеспечит каждой семье возможность
своевременной, а именно ранней
медико-психолого-педагогической диагностики
развития ребенка, определения его специальных
психологических и образовательных потребностей,
создаст условия для эффективного преодоления
или коррекции отклонений в развитии ребенка с
первых дней жизни.
Актуальность и необходимость создания
системы определяется двумя основными факторами:
— в стране сложилась специфическая
демографическая ситуация, тревожащими
характеристиками которой являются не только
снижение рождаемости, но и уменьшение доли
рождения здоровых, физиологически зрелых детей,
повышение показателей осложненных родов и
отклонений в развитии врожденного или/и
перинатального генеза; в этой связи актуальность
приобретает именно ранняя диагностика
отклонений в развитии и их своевременная
коррекция;
— ратификация Российской Федерацией в
1991 г. Деклараций ООН «О правах умственно отсталых
лиц» (1971 г.) и «О правах инвалидов» (1975 г.)
свидетельствует, что ценностные ориентации
государства и общества заключаются в
гарантировании прав граждан и предоставлении им
возможностей социальной адаптации и развития,
активного участия в жизни общества и наиболее
полной реализации своей индивидуальности. Такие
возможности должны быть предоставлены с самого
раннего детства каждому ребенку, в том числе и
детям с отклонениями в развитии.
В стране существуют серьезные
предпосылки для комплексного решения указанных
проблем — преодоления угрожающей
демографической ситуации, с одной стороны, и
обеспечения прав граждан на развитие, социальную
адаптацию и самореализацию, с другой стороны. К
числу этих предпосылок относится прежде всего
достаточно высокий уровень научной
разработанности проблемы диагностики и
коррекции отклонений в развитии у детей раннего
и дошкольного возраста, эффективность
получаемых специалистами результатов. Кроме
того, необходимость создания системы ранней
диагностики и коррекции отклонений в развитии
отчетливо ощущается специалистами смежных
отраслей науки и практики, готовых осуществлять
в этой сфере активное междисциплинарное
взаимодействие.
Таким образом, появилась
необходимость решения проблемы раннего
выявления и коррекции отклонений в развитии у
детей и возможность создания для этого единой
системы, работающей на федеральном уровне и
предполагающей:
— максимально раннее выявление и
диагностику особых нужд и особых
образовательных потребностей ребенка;
— устранение разрыва между моментом определения
первичного отклонения в развитии ребенка и
началом целенаправленного обучения;
— расширение временных границ специального
образования: нижняя граница — первые месяцы
жизни; верхняя граница — вся жизнь;
— непрерывность процесса обучения и его выход за
рамки школьного возраста с включением
специальных мероприятий в дошкольном и даже
раннем возрасте;
— выделение комплекса специальных
коррекционно-развивающих задач (которые не
включаются в содержание образования нормально
развивающегося ребенка того же возраста);
— построение системы необходимых «обходных
путей» обучения, использование специфических
методов, приемов, средств обучения;
— более дифференцированное, пошаговое обучение,
которое в большинстве случаев не требуется в
образовании нормально развивающегося ребенка;
— значительно более глубокую, чем в массовом
образовании, дифференциацию и индивидуализацию
обучения, особую организацию образовательной
среды;
— обязательное включение родителей в
коррекционный и образовательный процесс и их
особую целенаправленную подготовку силами
специалистов.
Многие из перечисленных выше аспектов
уже получили определенное развитие в системе
образования, здравоохранения и социальной
защиты. Важнейшей задачей совершенствования
специального образования, преодоления его
экстенсивного характера является достраивание
отсутствующего звена (нового структурного
элемента, нового базиса) — системы раннего
выявления и ранней комплексной
медико-психолого-педагогической коррекции
отклонений в развитии ребенка, которая должна
быть неотъемлемой частью специального
образования.
Наличие ранней комплексной помощи
ребенку позволяет эффективно компенсировать
отклонения в психическом развитии малыша группы
риска (в результате коррекции в раннем возрасте
до 30% детей к 6 месяцам достигают показателей
нормы, у 90% детей наблюдается стойкий
положительный эффект) и, следовательно, позволит
сократить долю детей, которые по достижении
школьного возраста будут нуждаться в
специальном образовании в условиях
специализированных учреждений. Своевременная
помощь и коррекция дают исключительную
возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и
проблемы в развитии, а в ряде случаев даже
устранить их, обеспечив тем самым полноценное
развитие ребенка.
Результаты отечественных и зарубежных
научных исследований и практика со всей
очевидностью показывают: раннее выявление и
ранняя комплексная коррекция отклонений в
развитии с первых дней жизни позволяют
предупредить появление отклонений в развитии
вторичной и третичной природы, скорригировать
уже имеющиеся трудности и в результате —
значительно снизить степень социальной
недостаточности детей-инвалидов и детей с
отклонениями в развитии, достичь максимально
возможного для каждого ребенка уровня общего
развития, образования, степени интеграции в
общество.
Базовой предпосылкой разработки
данной системы является созданный в
предшествующие десятилетия на основе
проведенных пролонгированных научных
исследований задел в виде программ раннего
выявления и ранней комплексной коррекции
определенных отклонений в развитии детей
(например, модель системы раннего выявления и
ранней комплексной помощи детям с нарушениями
слуха). Разработаны и внедрены отдельные
региональные модели (программа абилитации
младенцев, г. Санкт-Петербург и др.), в различных
научных и практических учреждениях системы
здравоохранения и образования накоплен
многолетний опыт оказания комплексной помощи
детям младенческого и раннего возраста и семьям,
их воспитывающим.
Анализ имеющегося отечественного
опыта показал результативность построения и
внедрения программ раннего выявления и ранней
комплексной коррекции отдельных отклонений в
развитии. Вместе с тем сопоставление зарубежного
и отечественного опыта убедительно доказывает,
что для максимально оперативного и эффективного
решения поставленной задачи — создания нового
структурного звена системы образования детей с
отклонениями в развитии, — очевидна
неперспективность стратегии, направленной на
разработку частных моделей раннего выявления и
ранней коррекции отдельных отклонений в
развитии.
Прорыв в решении поставленной
проблемы может быть достигнут только при
переходе от стратегии накопления частных
моделей и их механического соединения — к
стратегии разработки на основе созданных
предпосылок общей базовой модели единой
государственной системы раннего выявления детей
с отклонениями в развитии и обеспечения ее
структурой комплексной помощи, адекватной
специальному образованию нового типа. Таким
образом, ведущим принципом построения
системы является путь «от общей модели к
частным». При этом не предполагается отказ от
ранее созданных частных моделей: такие модели
должны быть реконструированы и обогащены на
основе базовой модели, их функционирование
должно быть поддержано и унифицировано, включено
в единую структуру.
Разработка стратегии и тактики
создания единой системы раннего выявления
отклонений в развитии и обеспечения вариативной
помощи выявленным детям и их семьям является
целью данной программы.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Анализ состояния проблемы раннего
выявления и ранней комплексной помощи детям с
отклонениями в развитии и создание надежной
информационной базы для разработки стратегии.
Определение методологии и разработка принципов
построения базовой модели единой системы
раннего выявления и комплексной помощи детям с
различными отклонениями в развитии.
Определение принципов построения вариативных
моделей на основе базовой модели.
Проектирование базовой модели единой
государственной системы раннего выявления и
специальной помощи детям с различными
отклонениями в развитии.
Научно-методическая разработка недостающих
технологических звеньев существующих моделей на
основе базовой.
Проектирование на основе базовой модели новых
вариантов частных моделей для разных категорий
детей с отклонениями в развитии и для разных
региональных условий.
Экспериментальная апробация разработанных
моделей единой системы раннего выявления и
помощи детям с отклонениями в развитии с целью
отработки механизмов взаимодействия различных
структурных компонентов системы.
Совершенствование моделей единой системы на
основе результатов экспериментальной апробации.
Определение всей совокупности условий для
внедрения разработанной единой системы раннего
выявления и помощи детям с отклонениями в
развитии (нормативно-правовое обеспечение,
подготовка кадров, информационное обеспечение,
методическое и технологическое обеспечение,
программа формирования адекватного отношения
микро- и макросоциумов к проблеме раннего
выявления и ранней помощи детям с отклонениями в
развитии).
Разработка поэтапной пролонгированной
государственной Программы мер по обеспечению
внедрения единой системы раннего выявления и
помощи детям с отклонениями в развитии на всей
территории Российской Федерации.
Разработка новой специализации для систем
подготовки и переподготовки специалистов
разного профиля (медиков, психологов, педагогов,
педагогов-дефектологов, социальных педагогов)
для работы в системе раннего выявления и помощи
детям с отклонениями в развитии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Создание базовой модели единой
системы раннего выявления и помощи детям с
отклонениями в развитии.
Модельная реализация единой системы раннего
выявления и помощи детям с различными
отклонениями в развитии на экспериментальных
площадках.
Разработка проекта программы единой системы
раннего выявления и помощи детям с отклонениями
в развитии (с подпрограммами:
«Нормативно-правовое обеспечение системы»,
«Финансово-экономическое обеспечение», «Система
подготовки и переподготовки кадров»,
«Информационное обеспечение»,
«Научно-методическое обеспечение», «Стратегия
формирования адекватного отношения микро- и
макросоциумов к проблеме раннего выявления и
ранней помощи детям с отклонениями в развитии»).
Программа рассчитана на 2000–2010 гг.
Реализация Программы будет осуществляться через
систему конкретных межведомственных мер
правового, кадрового, научного и
программно-методического обеспечения.
Комплекс научных исследований,
программно-методических разработок и проектов
по подготовке, переподготовке, повышению
квалификации кадров и развитию информационных
структур, обеспечивающих Программу,
предполагается осуществлять через создание
временных научно-исследовательских коллективов.
В условиях ограниченного финансирования
образования представляется необходимым
максимально обобщить, систематизировать и
востребовать уже наработанный
научно-исследовательскими коллективами научный
и практический материал, придав ему статус
нормативных документов.
Важнейшим механизмом обеспечения
функционирования Программы является придание ей
межведомственного, а затем государственного
статуса. Главным принципом реализации программы
должен стать принцип сотрудничества различных
заинтересованных ведомств, учреждений,
академических институтов, вузов, региональных
органов управления при их долевом
финансировании.
Координацию и контроль выполнения Программы, при
условии ее межведомственного статуса,
необходимо осуществлять через организацию
Межведомственного координационного совета,
делегировав ему организационные,
координационные и контрольные функции.
ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ
I этап.
Анализ состояния проблемы раннего выявления и
ранней специальной помощи детям
с отклонениями в развитии
Цель: анализ состояния и
перспектив развития системы раннего выявления и
ранней специальной помощи для выявления
имеющихся и определения недостающих
научно-практических разработок при создании
базовой модели (и ее вариантов) системы раннего
выявления и ранней специальной помощи детям с
отклонениями в развитии.
Комплексный анализ состояния
нормативно-правовой базы региональных
учреждений, осуществляющих раннее выявление и
специальную помощь детям с отклонениями в
развитии (2000–2002 гг.).
Сравнительный анализ социо-культурных
детерминант процесса становления и развития
государственных систем раннего выявления и
специальной помощи детям с разными отклонениями
в развитии (2001–2003 гг.).
Анализ состояния научных исследований в области
разработки систем раннего выявления и
специальной помощи детям с отклонениями в
развитии (2001–2002 гг.).
Анализ разработанных моделей и систем раннего
выявления и специальной помощи детям:
(1) анализ и систематизация имеющихся и
признанных западных моделей систем раннего
выявления и специальной помощи;
(2) анализ отечественного опыта переноса западных
моделей раннего выявления и специальной помощи
детям с отклонениями в развитии; (3) сбор и
первичный анализ отечественного регионального
опыта создания систем раннего выявления и
специальной помощи детям с отклонениями в
развитии; (4) сбор и первичный анализ
отечественного регионального опыта создания
отдельных компонентов системы раннего выявления
и специальной помощи детям с отклонениями в
развитии (2000–2003 гг.).
Анализ состояния научных исследований в области
медицины, психологии и педагогики, связанных с
проблемой раннего выявления и ранней
специальной помощи детям с отклонениями в
развитии (2001–2004 гг.).
Анализ имеющегося инструментария, методик,
технологий раннего выявления и специальной
помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка
раннего возраста: (1) анализ нейрофизиологических
и клинических методов ранней диагностики
отклонений в развитии детей; (2) анализ
современного психологического инструментария в
аспекте раннего выявления отклонений в развитии
и оказания эффективной специализированной
помощи; (3) анализ психолого-педагогических
технологий ранней помощи семье и проблемному
ребенку; (4) анализ состояния отраслевых
разработок в области содержания подготовки,
переподготовки и повышения квалификации (на
разных уровнях) специалистов для системы раннего
выявления и специальной помощи детям с
различными отклонениями в развитии (2000–2004 гг.).
II этап.
Разработка научно-методологических основ
построения общей модели единой системы раннего
выявления и специальной помощи детям с
различными отклонениями в развитии
Цель: определение
теоретико-методологических основ построения
общей модели единой системы раннего выявления и
специальной помощи детям с различными
отклонениями в развитии и стратегии ее развития
в современном обществе.
Описание и разработка
методологических основ и принципов построения
общей базовой модели системы выявления и ранней
помощи детям, стратегии ее развития (2003–2005 гг.).
Описание и разработка методологических основ и
принципов построения вариантов общей базовой
модели, включая системную модель, основанную на
принципиально новом типе взаимодействия
специалистов, ребенка, его семьи и ближайшего
окружения (2003–2005 гг.).
III этап.
Проектирование общей базовой модели единой
государственной системы раннего выявления и
специальной помощи детям с различными
отклонениями в развитии
Цель: разработка проекта общей
базовой модели единой государственной системы
раннего выявления и специальной помощи детям с
различными отклонениями в развитии,
реконструкция ранее созданных систем раннего
выявления и специальной помощи.
Создание проекта общей базовой модели
системы выявления детей с различными
отклонениями в развитии и ранней помощи (2004–2006
гг.).
Модельная реконструкция ранее созданных систем
раннего выявления и помощи детям
с определенными отклонениями в развитии и
региональных моделей на основе базовой модели: (1)
модельная реконструкция ранее созданной системы
раннего выявления и помощи детям с нарушениями
слуха на основе базовой модели; (2) модельная
реконструкция ранее созданной региональной
системы помощи детям групп риска по отставанию в
развитии на основе базовой модели (2004–2006 гг.).
Разработка концептуальных основ преобразования
государственной системы дошкольного воспитания
и обучения детей с отклонениями в развитии с
учетом построения нового базиса — системы
раннего выявления и помощи детям с отклонениями
в развитии (2004–2006 гг.).
IV этап.
Научно-методическое и технологическое
обеспечение спроектированных моделей единой
системы
Цель: достраивание структурных
звеньев и отдельных компонентов до минимально
достаточного уровня, обеспечивающего
возможность начала экспериментальной
реализации моделей единых систем раннего
выявления и помощи.
Методическое обеспечение недостающих
диагностических и коррекционных технологий для
соответствующих компонентов спроектированных
моделей системы: (1) разработка номенклатуры
факторов риска и единой скрининг-технологии с
целью выявления детей с подозрением на
отклонения в развитии;
(2) совершенствование методов и методик
диагностики индивидуального развития; (3)
совершенствование методов и методик комплексной
медико-психолого-педагогической коррекции
отклонений в развитии ребенка в контексте
индивидуального развития; (4) инновационные
технологии взаимодействия разных специалистов,
участвующих в процессе выявления, диагностики и
оказания помощи ребенку с отклонением в
развитии, во взаимодействии с семьей,
воспитывающей ребенка; (5) совершенствование
системы взаимодействия специалистов с семьей,
воспитывающей ребенка с отклонением в развитии
(2000–2010 гг.).
Подготовка нормативно-правового обеспечения
модельной реализации разработанных систем
раннего выявления и оказания помощи детям с
отклонениями в развитии (2004–2010 гг.).
Проектирование компонента обучения,
отсутствующего в ныне действующей системе курса
профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров специалистов
разного профиля (медиков, психологов, педагогов,
педагогов-дефектологов, социальных педагогов),
связанного с ранним выявлением и оказанием
помощи детям с отклонениями в развитии и
обязательного для всех специальностей и
специализаций в рамках профиля: (1) проведение
структурных и содержательных изменений в
системе повышения квалификации специалистов
разного профиля (медиков, психологов, педагогов,
педагогов-дефектологов, социальных педагогов)
для работы в системе раннего выявления и помощи
детям с отклонениями в развитии с учетом
вариативных моделей ее функционирования; (2)
проведение структурных и содержательных
изменений в системе переподготовки специалистов
разного профиля (медиков, психологов, педагогов,
педагогов-дефектологов, социальных педагогов)
для работы в системе раннего выявления и помощи
детям с отклонениями в развитии с учетом
вариативных моделей ее функционирования (2003–2010
гг.).
V этап.
Экспериментальная апробация разработанных
моделей единой системы раннего выявления и
помощи детям с отклонениями в развитии
Цель: отработка механизмов
взаимодействия различных структурных
компонентов системы.
Апробация разработанных моделей
единой системы раннего выявления и помощи детям
с отклонениями в развитии (2003–2008 гг.).
Внедрение уточненной модели единой системы
раннего выявления и помощи детям с отклонениями
в развитии на дополнительных экспериментальных
площадках (2005–2008 гг.).
VI этап.
Совершенствование моделей единой системы на
основе результатов экспериментальной апробации
Цель: разработка
организационно-методического обеспечения
моделей системы раннего выявления и специальной
помощи детям.
Совершенствование организационной
структуры экспериментальных моделей (2008–2010 гг.).
Совершенствование методического обеспечения
экспериментальных моделей (2008–2010 гг.).
Подготовка окончательного варианта и схем
создания базовой модели ранней диагностики и
коррекции отклонений в развитии для различных
региональных условий (2009–2010 гг.).
Предлагаемый проект подготовлен
рабочей группой, созданной при отделе
практической психологии и охраны здоровья
Министерства образования РФ. Отзывы и
предложения просьба направлять по адресу:
101856, Москва, Чистопрудный б-р, д. 6, отдел
практической психологии и охраны здоровья
Минобразования РФ, Каманову И.М.
|