Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2002

ТЕТ-А-ТЕТ

ФЕНОМЕН КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ БУДУЩЕГО

Понятие «консультирование» является более «молодым» по сравнению с понятием «психотерапия», но тем не менее консультирование уже имеет богатую историю, собственную теорию и разноплановую практику.
Это направление психологической помощи возникло в США в конце 20-х годов XX века. Поначалу консультанты появились в области выбора профессии, затем в образовании, как в высшем, так и в среднем.
Известный психотерапевт экзистенциального направления Ролло Мэй работал в начале 30-х годов в Мичиганском университете в должности «консультанта мужского студенческого контингента». Его рабочий кабинет располагался в здании межконфессиональной народной церкви, что было характерно для того времени. Именно протестантская церковь часто оплачивала труд консультантов во времена Великой депрессии. Да и сейчас религиозные организации поддерживают деятельность многих консультативных центров.
В это же время Карл Роджерс начинал свою карьеру в качестве клинического психолога.
В 40-е годы появляются первые работы, посвященные психологическому консультированию: «The art of counselling» («Искусство консультирования») Р. Мэя и «Counselling and psychotherapy» («Консультирование и психотерапия») Карла Роджерса. Эти книги не потеряли своей актуальности и по сей день. Сейчас они доступны и русскоязычному читателю.
Консультативная деятельность значительно шире, чем психотерапия. Хотя и в той, и в другой деятельности часто используются одни и те же методы. Не хочу умалять значение психотерапии, но именно консультирование является психологической помощью будущего. По мере углубления знания человека о самом себе и улучшения условий жизни должны уменьшиться масштаб большинства проблем и интенсивность душевных страданий. И консультирование может помочь в формировании человека будущего. В данной статье мы не обсуждаем то, каким он должен быть.

КЛЮЧ К УСПЕХУ

Консультант (counselor) в США — это самостоятельная профессия, имеющая, как это характерно для современного общества, ряд узких специализаций и, как следствие, определенную ограниченность. Существуют консультанты семейные, тюремные, школьные, религиозные, по проблемам межкультурного общения и т.д.
Однажды в Москву приехал американский психолог и пытался найти людей, занимающихся его проблематикой: консультированием одиноких отцов, работающих в полиции. Итог поисков понятен. Нам до такого далеко. Впрочем, может быть, и не нужно это копировать? Консультирование и психотерапия очень сильно зависят от культурных особенностей общества и могут иметь успех лишь в случае соответствия культурным традициям и актуальным общественным потребностям и ожиданиям.
Можно отметить некоторые черты сходства в становлении и распространении практической психологии в США и России.
В Америке институт консультантов появился во времена Великой депрессии. Психологи помогали людям пережить кризис и найти новые ориентиры в резко меняющихся условиях жизни.
В России психологическая практика стала активно развиваться также в кризисный период, но насколько она соответствует своеобразию нашей культуры и отвечает общественным потребностям, сказать трудно.
Мы являемся участниками и свидетелями становления системы психологической помощи, и дай бог, чтобы государство не утратило интереса к этому процессу до той поры, пока эта область деятельности не займет свое место в системе общественных отношений. К сожалению, слабость отечественных общественных институтов, особенности экономической ситуации и негативный исторический опыт (вспомним разгром психотехники и педологии в 30-е годы) не позволяют пока надеяться на самостоятельное выживание консультирования.
Для того чтобы консультирование выжило в нашей стране, этому виду психологической практики необходимо впитать в себя мировой опыт и переработать его. После этого нужно развивать свои подходы в этой области, учитывающие собственную культурную и общественную ситуацию. В этом — ключ к успеху.

ПОПЫТКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Ни Мэй, ни Роджерс не дают четкого определения консультированию. Первый обозначает консультирование как «срединную» область между популярной психологией и психотерапией, второй говорит о том, что «интенсивное и успешное консультирование ничем не отличается от интенсивной и успешной психотерапии».
Роджерс в упомянутой выше книге дает первое, гипотетическое определение недирективного, клиент-центрированного подхода в консультировании: «Эффективное консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации». Взгляды Роджерса оказали огромное влияние на развитие представлений о консультировании, но его подход тем не менее является специфичным и по-своему однобоким.
Неудовлетворительным представляется определение консультирования, данное в «Психотерапевтической энциклопедии»: «Профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации». Это определение не содержит ни малейшего намека на содержание и результат этого процесса.
Американская ассоциация руководителей и персонала в положении о лицензировании определяет консультирование как «применение специальных консультативных процедур и приемов из других областей науки о поведении для помощи в обучении способам решения проблем и принятия решений, связанных с карьерой, личностным развитием, семьей и браком или другими межличностными отношениями». В этом определении нет ясности относительно содержания процесса консультирования, но хорошо определена главная его задача — обучение.
Это определение можно дополнить другим, данным H. Burks и B. Stefflre: «Консультирование означает профессиональное отношение между специально подготовленным консультантом и клиентом. Обычно это отношение один на один, хотя иногда может включать большее количество участников. Назначение консультирования заключается в том, чтобы помочь клиентам понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательных выборов и решения проблем эмоциональной и межличностной природы».
Итак, подводя итог, мы можем сказать, что консультирование — это процесс взаимодействия двух или нескольких людей, находящихся в особых отношениях помощи. Цель этого процесса — помогать человеку принимать решения, с тем чтобы научить его делать это самостоятельно. Эта цель достигается с помощью специальных методов и процедур и предполагает обучение клиента навыкам, необходимым для самостоятельного управления своей жизнью.

НА ПУТИ К СОБСТВЕННОМУ РЕШЕНИЮ

Английское слово «counsel», от которого произошло понятие консультирование, имеет следующие значения: обсуждение, совещание, совет, намерение. То есть консультирование — это, прежде всего, разговорная практика, посвященная обсуждению планов и намерений человека, удовлетворяющая стремление клиента посоветоваться по поводу наилучших способов осуществления этих планов. Это определенным образом организованное «советование» по поводу затруднений, возникших у клиента, и возможностей их преодоления.
Но следует помнить, что, хотя консультирование и предполагает «советование», один из главных принципов эффективного консультирования звучит так: «Давайте лишь те советы, которыми клиент способен воспользоваться». В противном случае клиент будет разочарован: «Ничего нового я не услышал!» Для того чтобы этого не произошло, необходимо, чтобы клиент сам выбрал и проанализировал все имеющиеся альтернативы, оценил свои силы и нашел источник их пополнения, ощутил решимость и вдохновение для принятия собственных решений.
Искусство консультанта — это искусство сопровождения клиента, искусство оставаться рядом с ним и вселять в него уверенность, вовремя подставлять плечо и вовремя отстраняться, давая клиенту возможность ощутить собственную силу. Для этого консультант должен не только обладать определенными знаниями и навыками, но и культивировать у себя профессиональные и личностные качества.
Разные авторы подходят к проблеме профессионально значимых качеств психолога-консультанта каждый по-своему.
Нам кажется, что при определении этих качеств необходимо исходить из тех реальных задач, которые приходится решать консультанту в процессе взаимодействия с клиентом. Задачи же эти определяются целями консультативного процесса. Поэтому следующая статья будет посвящена целям консультирования и задачам консультанта.

Александр ШАДУРА