Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2002

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ДОБРАЯ МАМА ИЛИ
СТРОГИЙ ПЕДАГОГ?

Каждому, кто приходит на работу в детский дом, приходится для себя отвечать на вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Ведь детский дом — это не садик и не школа, куда утром детей приводят любящие родители, а вечером забирают домой и уже там решают основные воспитательные проблемы.
В коррекционном детском доме воспитанники проводят определенный (до двух лет) промежуток времени. И на педагогов, в особенности на воспитателей, ложится дополнительная ответственность — нужно на эти дни, месяцы, годы стать ребенку близким человеком, в чем-то заменить ему родных.

В ПОИСКАХ ТЕПЛА

В нашем детском доме живут в основном социальные сироты — их немного, около тридцати. Здесь можно встретить и неуклюжего трехлетнего малыша, и семнадцатилетнего «дядю». Это создает дополнительные трудности для воспитателей, но для детей это хорошо, так как они могут получить разнообразный опыт общения. К тому же условия жизни в этом случае приближаются к семейным.
Дети занимаются и учатся в более-менее однородных по возрасту группах, а внеклассные занятия и свободное время проводят все вместе или в группах, сформированных по желанию.
Наши дети не очень-то ценят общение со сверстниками и всячески стремятся получить индивидуальное внимание взрослого, причем в любой форме. Это может быть и беседа с глазу на глаз, и маленький подарочек, и поглаживание или поцелуй перед сном. А как незаметно они умеют забираться на коленки! Не успеешь оглянуться, как ты вся уже в детях, а они, отталкивая друг друга, борются за место рядом с тобой. Такую прилипчивость можно понять, ведь это выражение постоянного дефицита личного, индивидуального общения именно со взрослым.
В норме такое поведение соответствует старшему дошкольному возрасту, но некоторые наши воспитанники до 10—11 лет стремятся при всякой возможности прижаться ко взрослому, обнять его, взять за руку. Старшие дети, которые самостоятельно посещают школу (с пятого класса), более замкнуты и независимы. Они уже явно предпочитают компанию сверстников, причем у некоторых есть друзья в классе. Мы поощряем дружбу наших подопечных с «семейными» детьми, но чаще всего она ограничивается совместной учебой в школе и прогулками, в гости к друзьям наши дети ходят редко.

ЦЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Жизнь наших воспитанников проходит в основном на виду, и дети очень ценят минутки уединения. Некоторым детям, интровертированным, астеничным, иногда просто жизненно необходимо побыть в одиночестве. Я, как и многие наши педагоги, разрешаю таким детям просто посидеть у меня в кабинете, порисовать, поиграть или понаблюдать, как я заполняю документацию или обрабатываю результаты диагностики.
Дети очень нуждаются в теплых контактах с разными людьми. К нам в детский дом часто приходят гости: коллеги, студенты, дети сотрудников, волонтеры, работники милиции, городских служб, представители церкви. Это всегда радость, но все равно этого мало. А каким счастьем было бы для ребенка, если бы кто-то взял его одного на прогулку, сходил бы с ним одним в магазин, аптеку, на почту... Такие самые простые моменты индивидуального общения невозможно переоценить.
Как известно, ребенку для благоприятного развития его личности очень важно иметь полноценный эмоциональный контакт с матерью или другим близким человеком. Наши воспитанники часто лишены этого. В раннем детстве почти у каждого из них была, как правило, безответственная, безразличная или постепенно деградирующая пьющая мама, которая не могла дать эмоционально насыщенного позитивного общения.
А в детском доме — доброжелательные педагоги, но их много: отсутствует привязанность ребенка к одному конкретному взрослому, у ребенка нет ощущения своей избранности, единственности и неповторимости для кого-то, отсутствует интимность, глубина общения. Смогут ли эти дети в дальнейшем полюбить другого человека, создать семью, воспитать ребенка? Ответ на этот вопрос очевиден, но так хочется надеяться на чудо.

НАШИ ВОСПИТАТЕЛИ

В нашем детском доме работают неравнодушные люди. От директора и до вахтера. Не умея любить и принимать любого ребенка (а к нам попадают дети не из числа приятных), не имея сочувствия и жалости к нему просто как к человеческому существу, попавшему в беду, здесь было бы невозможно работать.
Как в любом чисто женском педагогическом коллективе, встречаются вполне определенные трудности, но за семь лет сформировался стабильный, дружный коллектив, где ощущается взаимная поддержка.
Особенно хочется сказать о воспитателях. Их у нас всего восемь, работают они парами, смена длится сутки. Трое — молодые девушки, не имеющие собственных детей, две воспитательницы среднего возраста и три «бабушки». Наши воспитатели независимо от возраста — энергичные и жизнелюбивые люди. Внешне они очень симпатичные и следят за собой. Детям это нравится, они отмечают любые изменения во внешности своих воспитателей, а девочки хотят быть похожими на любимую воспитательницу.
Как выяснилось из опроса, у каждого ребенка дошкольного и младшего школьного возраста есть своя любимица из числа не только педагогов, но и медработников, поваров, администрации. Но пальму первенства держат молодые воспитатели. Правда, малыши иногда предпочитают пожилых, ведь с ними так уютно.
Воспитанники обращаются к взрослым по имени-отчеству, а маленькие называют всех тетями. Мы сознательно не поощряем обращение «мама», ведь эти дети у нас не навсегда, они знают своих родителей, многие продолжают общаться с ними. Педагоги не допускают негативных высказываний о непутевых родителях в присутствии детей, хотя иногда очень хочется. Для нормального развития ребенку необходимо принять своих родителей, найти в них хоть что-то хорошее.

ДЕТСКИЕ НАДЕЖДЫ

Встречаются отдельные случаи, когда мамы наносят своим детям такие глубокие психологические травмы, что дети отказываются от контакта с ними.
Например, случай с Викой, на редкость обаятельной девочкой с карими грустными глазами. Маме «некогда» было ухаживать за ней, и после смерти бабушки малышка часто оставалась в квартире одна или была свидетельницей гулянок матери. В детский дом Вика попала в возрасте около трех лет. В первое время она почти ничего не говорила, не слезала с рук и все время звала маму. Мама навещала девочку, но все реже и реже. Вика была всеобщей любимицей, и с ней занимался весь коллектив.
Постепенно девочка оттаяла, загорелись глазки, появилась отчетливая динамика в ее развитии. Через несколько месяцев пришла мама и заявила о своем желании забрать ребенка. Так как к тому времени она не была лишена родительских прав, мы стали готовить Вику к возвращению домой. Радости ребенка не было предела.
Мы тоже наивно поверили Викиной маме. Чего в жизни не бывает, может быть, и вправду человек изменился, надо дать ему шанс. Мама забрала подготовленные документы, сказала Вике, чтобы та ждала ее и... пропала. не появилась она ни на следующий день, ни через неделю. Нет, ничего страшного с ней не случилось. Наверное, просто передумала. Девочка же пережила тяжелейший невроз, а немного оправившись, заявила: «Я хочу другую маму, найдите мне хорошую маму и папу красивого».
Еще через полгода новая хорошая мама нашлась, Вику приняли как родную. Но эта история пока еще не закончена. Мы очень сочувствуем девочке и делаем все возможное, чтобы решить ее судьбу. Давайте все вместе пожелаем Вике счастья.
Пожалуй, можно вспомнить еще два-три случая, когда дети при живых родителях хотели бы найти новую семью. Но большинство любят своих безответственных мам и пап, часто вспоминают их, прощают и надеются вернуться домой. По крайней мере, на первых порах.

ОПТИМАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ

В таких тяжелых условиях приходится работать нашим педагогам. Все мы соглашаемся с тем, что для наших воспитанников мы больше, чем воспитатели, учителя. Не получается быть просто педагогом, а кем же мы должны быть?
Старшее поколение подчеркивает материнские чувства, педагоги молодые и среднего возраста относятся к детям как старшие друзья, товарищи, а одна молоденькая воспитательница сказала, что она чувствует себя старшей сестрой наших воспитанников.
Видимо, как всегда, истина находится посередине. Воспитатель в детском доме и не мама, и не «училка», а близкий человек, почти родственник. То, что дистанция необходима, понимают все. Но находить оптимальный уровень близости приходится каждому на собственном опыте.
Почти все педагоги в начале работы с такими детьми сами делали дистанцию минимальной, но потом сталкивались с негативными последствиями этого. По словам воспитателей, дети очень быстро садились на шею и начинали потребительски относиться ко взрослому, пытались при случае показать свое превосходство. При этом атмосфера становилась просто взрывоопасной.
Хочется поделиться опытом одной молодой воспитательницы (с ее согласия, разумеется). В тяжелый для Алеши период она пригласила мальчика к себе в гости на выходные. Раздражительный и возбудимый, в доме он изменился до неузнаваемости, был тихим, послушным. Но видно, он принял этот визит за нечто большее. В группе он стал претендовать на особое отношение воспитательницы, всячески подчеркивать близость к ней, и, кроме того, стал ждать новых приглашений в гости. Когда его желания не сбывались, следовала бурная аффективная реакция. Вот уж воистину — от любви до ненависти один шаг. Остальные дети в группе ревновали, завидовали. Потребовалось много такта, терпения и доверительных разговоров, чтобы уладить эту ситуацию.
Так мы убедились, насколько опасно бывает переходить определенную грань, даже из лучших побуждений.

ЧТО НАС РАДУЕТ

Что же помогает нашим педагогам в их нелегком труде?
Старшее поколение отмечает в числе положительных сторон своей работы общение с детьми и коллегами, сознание собственной нужности и необходимости, осуществление потребности оказывать помощь, даже жертвовать собой.
Более молодые педагоги отмечают любовь детей, возможность доставить радость маленькому человеку, удовлетворение от заинтересованности детей, сознание огромной важности и значимости своей работы.
Особенно радует взрослых пробуждение у детей желания учиться, чем-то заниматься, делать что-то хорошее.
Очень приятно нам слышать добрые отзывы о наших детях (хотя и не обо всех) «со стороны» — из школ, где обучаются старшие ребята, от работников оздоровительных лагерей, от сопровождающих и гидов на экскурсиях, просто от гостей. Не раз нам с удивлением говорили, что наши дети не похожи на «детдомовских», что они такие же, как все. И совершенно незабываемы минуты встреч с бывшими воспитанниками, уже совсем взрослыми, когда они рассказывают о своей жизни, работе или знакомят со своими избранниками.
Тяжелые стороны нашей работы — это наличие разновозрастных групп, частая смена детей, их эмоциональная неустойчивость, необходимость прикладывать огромные усилия для получения мизерного результата. Это иногда вызывает даже чувство неловкости перед коллегами из массовой школы (и это все, чему вы их научили?).
Иногда возникает чувство стыда перед окружающими — на прогулках, в общении с посторонними людьми, ведь не все понимают, какие это дети. Зато коллеги из коррекционных учреждений или просто понимающие люди отмечают открытость, непосредственность, артистизм, доброжелательность и улыбчивость наших детей.
Ничего, что успехи в учебе очень скромные, здесь принимают их независимо от оценок, просто за то, что они дети. Как сложится дальнейшая жизнь у наших воспитанников — неизвестно, но можно предположить, что легкой она уж точно не будет. Остается только надеяться, что наша теплота поможет оттаять детским сердцам, и эти дети уже не будут равнодушными и жестокими, смогут хоть кому-то доверять в этом мире.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Какими же качествами нужно обладать, по мнению наших педагогов, чтобы работать в детском доме? Это доброта, любовь не только к детям, но и ко всему живому, отходчивость, незлопамятность, умение прощать, оказывать эмоциональную поддержку, жизнерадостность, энергичность, гибкость, оптимизм, ориентация на позитивные стороны, умение замечать даже самые маленькие успехи, постоянная готовность к непредвиденным ситуациям и безграничное терпение.
Для работы в коррекционном детском доме необходимо профессиональное педагогическое образование, желателен опыт работы с детьми. И еще мы очень нуждаемся в сильной и надежной мужской руке. Конечно, мужчины приходят в детский дом, но пока только в качестве гостей и помощников.
Я иногда думаю, что работу в детском доме вполне можно отнести к экстремальным видам деятельности. У кого не хватает адреналина — милости просим! И, конечно же, даже на такой маленький детский дом, как наш, мало одного психолога. Наши педагоги к концу учебного года испытывают сильную усталость, у них отмечаются симптомы эмоционального сгорания, иногда опускаются руки, даже появляется желание уйти, сменить работу. Им просто необходимо научиться снимать напряжение, восстанавливать затраченную энергию.
В будущем хотелось бы больше внимания уделять работе с педагогами, оказывая им помощь в освоении различных способов саморегуляции, улучшения своего психологического состояния, в овладении навыками эффективного взаимодействия с окружающими и формировании конструктивного подхода к решению своих проблем.
А если немного помечтать, то можно представить себе будущее, где сотрудники детских домов останутся без работы, а каждый ребенок обретет свою семью — родную или приемную, неважно. Такую, где он мог бы чувствовать себя желанным и любимым.

Ирина ЖУКОВА,
педагог-психолог
коррекционного детского дома № 47,
г. Зеленоград

На фото вверху — автор статьи Ирина Жукова,
на остальных фотографиях —
будни и праздники в коррекционном детском доме № 47