Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

КОГДА НИЦШЕ ПЛАКАЛ

КОГДА НИЦШЕ ПЛАКАЛ

Ирвин Ялом М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001

Ирвин Ялом продолжает радовать своих читателей. Меня уже не удивляет, как в одном человеке соединяется серьезный ученый и талантливый писатель. Я лично сначала открыл для себя именно его литературный дар (см., например, книгу Ялом И. Лекарство от любви и другие психотерапевтические новеллы), а уж затем — научный.
Вообще, умение передавать свои и чужие мысли с помощью достаточно простых слов и выражений — это великое искусство. Отечественные психологи советской школы всегда страдали изрядной долей «заумности» при изложении своих взглядов и теорий. В психологии же, отрасли знания, имеющей дело с человеческой душой, простота и ясность особенно важны. И Ялом, на мой взгляд, обладает выдающейся способностью просто и понятно излагать очень глубокие и порой неоднозначные идеи.
Его новая книга (новая для русскоязычного читателя, поскольку на английском ее можно было прочесть уже в 1992 году) представляет собой художественное произведение, которое, помимо того что доставляет читателю эстетическое удовольствие, еще и помогает ему на живом примере увидеть процесс экзистенциальной психотерапии. Автор описывает внутренние переживания пациента и терапевта (описание внутреннего мира героя — один из основных методов художественной литературы), этапы психотерапевтического процесса и даже некоторые техники экзистенциального подхода.
Хотя описываемые события происходят в далеком 1882 году, происходящее воспринимается удивительно актуально.
В центре повествования — Йозеф Брейер, известный венский терапевт, старший друг и коллега Зигмунда Фрейда. Брейер лечил от истерии Берту Паппенхейм, вошедшую в историю психоанализа под именем Анны О. Именно этот случай, описанный в книге Брейера и Фрейда «Исследования истерии», подтолкнул Зигмунда к его последующим открытиям.
Впрочем, история психоанализа в книге является фоном. На первый же план выходят проблемы смысла бытия человека в мире, драма его экзистенциального одиночества и смерти. Эта драма разворачивается во взаимодействии Йозефа Брейера и Фридриха Ницше. Фантазия автора свела их вместе. Важным действующим лицом этого произведения является удивительная женщина русского происхождения Лу Андреас-Саломе (на самом деле она сыграла значительную роль в жизни таких величин, как Ницше и Рильке, см. об этом в книге: А. Эткинд. Эрос невозможного. СПб., 1993).
Брейер играет с Ницше в им же придуманную игру, где Йозеф — пациент, а Фридрих — психолог. Мыслителя Ницше увлекает новая задача, и в процессе ее решения неприступный философ превращается в чуткого психотерапевта. Он приобретает опыт доверительного общения и не только помогает Йозефу разрешить его экзистенциальный кризис, но и успешно справляется со своими проблемами.
При всей простоте литературного языка автора, книга чрезвычайно многослойна и «многосмысленна». Читая ее, невольно примеряешь к себе проблемы и переживания героев, задумываешься о своем личном и профессиональном пути. И, значит, развиваешься.

Александр ШАДУРА