КОГДА
НИЦШЕ ПЛАКАЛ
Ирвин Ялом М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001
Ирвин Ялом продолжает радовать своих
читателей. Меня уже не удивляет, как в одном
человеке соединяется серьезный ученый и
талантливый писатель. Я лично сначала открыл для
себя именно его литературный дар (см., например,
книгу Ялом И. Лекарство от любви и другие
психотерапевтические новеллы), а уж затем —
научный.
Вообще, умение передавать свои и чужие мысли с
помощью достаточно простых слов и выражений —
это великое искусство. Отечественные психологи
советской школы всегда страдали изрядной долей
«заумности» при изложении своих взглядов и
теорий. В психологии же, отрасли знания, имеющей
дело с человеческой душой, простота и ясность
особенно важны. И Ялом, на мой взгляд, обладает
выдающейся способностью просто и понятно
излагать очень глубокие и порой неоднозначные
идеи.
Его новая книга (новая для русскоязычного
читателя, поскольку на английском ее можно было
прочесть уже в 1992 году) представляет собой
художественное произведение, которое, помимо
того что доставляет читателю эстетическое
удовольствие, еще и помогает ему на живом примере
увидеть процесс экзистенциальной психотерапии.
Автор описывает внутренние переживания пациента
и терапевта (описание внутреннего мира героя —
один из основных методов художественной
литературы), этапы психотерапевтического
процесса и даже некоторые техники
экзистенциального подхода.
Хотя описываемые события происходят в далеком 1882
году, происходящее воспринимается удивительно
актуально.
В центре повествования — Йозеф Брейер, известный
венский терапевт, старший друг и коллега
Зигмунда Фрейда. Брейер лечил от истерии Берту
Паппенхейм, вошедшую в историю психоанализа под
именем Анны О. Именно этот случай, описанный в
книге Брейера и Фрейда «Исследования истерии»,
подтолкнул Зигмунда к его последующим открытиям.
Впрочем, история психоанализа в книге является
фоном. На первый же план выходят проблемы смысла
бытия человека в мире, драма его
экзистенциального одиночества и смерти. Эта
драма разворачивается во взаимодействии Йозефа
Брейера и Фридриха Ницше. Фантазия автора свела
их вместе. Важным действующим лицом этого
произведения является удивительная женщина
русского происхождения Лу Андреас-Саломе (на
самом деле она сыграла значительную роль в жизни
таких величин, как Ницше и Рильке, см. об этом в
книге: А. Эткинд. Эрос невозможного. СПб., 1993).
Брейер играет с Ницше в им же придуманную игру,
где Йозеф — пациент, а Фридрих — психолог.
Мыслителя Ницше увлекает новая задача, и в
процессе ее решения неприступный философ
превращается в чуткого психотерапевта. Он
приобретает опыт доверительного общения и не
только помогает Йозефу разрешить его
экзистенциальный кризис, но и успешно
справляется со своими проблемами.
При всей простоте литературного языка автора,
книга чрезвычайно многослойна и
«многосмысленна». Читая ее, невольно примеряешь
к себе проблемы и переживания героев,
задумываешься о своем личном и профессиональном
пути. И, значит, развиваешься.
Александр ШАДУРА |