ПРОКЛАДЫВАЯ СВОЙ ПУТЬ
Сколько направлений насчитывает
деятельность «среднего» школьного психолога?
Как правило, заниматься такой статистикой,
находясь в непрерывном потоке школьной жизни,
нам недосуг. Но мы все-таки вместе с психологами
других частных школ Москвы провели этакую
своеобразную ревизию собственной деятельности.
В том числе составили список основных
направлений работы (см. внизу на этой странице).
Он получился более чем внушительный. Я привожу
его полностью, хотя очевидно, что там есть и
направления, скажем так, «классические», и
направления «нетрадиционные», работающие на
специфические цели той и или иной школы.
СЛОВО И ДЕЛО
Предлагаю вам, уважаемые читатели,
прочесть этот список с карандашом в руках:
вычеркивайте то, что не входит в круг ваших
школьных дел.
Вернее, попробуйте хоть что-нибудь вычеркнуть —
вряд ли получится. За каждой строкой — множество
конкретных видов деятельности, требующих от
психолога самых разных профессиональных умений
и развития разных личностных качеств. Например,
направление, скромно и лаконично именуемое
«Обучение и просвещение школьников, родителей и
педагогов». Одно оно легко может занять все
рабочее и, заодно, внерабочее время школьного
психолога!
Вот такие мы «многостаночники». Не от этого ли
многие наши профессиональные беды?
Как я уже говорила, вопросов возникает множество.
Два из них, как мне представляется, самые важные.
Первый: как выбрать приоритетные направления
работы? Что считать важным и что второстепенным?
Очевидно, что такое самоопределение психолог не
может осуществить сам по себе. Выбор в пользу
того или иного направления должен лишь частично
вытекать из личных интересов психолога, а в
значительной мере — из целей и актуальных
образовательных задач школы.
Второй вопрос: как успеть психологу сделать то,
что он считает нужным?
Остановимся на рассмотрении второго вопроса.
Итак, КАК? Если внимательно посмотреть вокруг
себя, проанализировать опыт коллег, то мы
убедимся: есть по крайней мере четыре способа
организации психологической работы
в школе. И все они представлены в нашей
российской школьной действительности.
ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО
Так образно можно назвать первый
способ. Психолог пытается поспевать за всеми
событиями, происходящими в школе,
профессионально реагировать на них,
соответствовать всем предъявляемым ему
ожиданиям: работать сразу и со всеми.
У психолога есть некоторый примерный план (опять
же составленный на основе различных запросов и
собственных профессиональных интересов), но
соблюсти его крайне трудно, так как приходится
постоянно вносить коррективы.
Каждый, кто «плавал» в школьном море, знает: оно
бескрайнее и непредсказуемое, штилей на нем
практически не бывает, штормов — сколько угодно.
Если психолог искренне и добросовестно
относится к своим профессиональным
обязанностям, но в качестве плавательного
средства им избрано парусное суденышко,
управляемое школьными ветрами, он почти
наверняка утонет в море проблем. По крайней мере,
так нахлебается воды, что долго будет держаться
мелководья, а то и вовсе береговой линии.
Вот такая морская метафора получилась.
«Лоскутное одеяло» — это тот принцип
организации профессиональной работы в школе, с
которого начинает большинство психологов (и я
тоже так начинала). Многие быстро убеждаются в
неэффективности такого подхода и крайней его
опасности для собственного эмоционального
состояния, поэтому начинают подыскивать себе
более управляемое «плавсредство».
Но, увы, не все. Многим самостоятельно так и не
удается осознать причину своей
неудовлетворенности работой, и она перестает
быть в радость... Или они вовсе уходят от нее. Беда
не только в личном поражении. Окружающие люди
тоже получают определенный урок: «Вот был у нас
психолог в школе... Чем занимался? Непонятно...
тесты какие-то мудреные проводил с нами и с
детьми, на педсоветах слова умные говорил. Ушел
он из школы».
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЗАКАЗ
Представьте себе: психолог приходит в
школу, администрация которой кое-что знает о
практической психологии. Сейчас такая ситуация
уже не выглядит столь фантастичной, как лет
десять назад. Многие директора и завучи повышают
свой профессиональный уровень на различных
курсах, получают дипломы менеджеров, что, конечно
же, позволяет им лучше понять суть
психологической работы в школе и, что очень-очень
важно, сформулировать для своего психолога
конкретный запрос.
Многим психологам такая ситуация кажется весьма
привлекательной (особенно тем, кто до сих пор
плавает под парусом). Действительно, в ней много
преимуществ по сравнению с «лоскутным одеялом».
Директор (или завуч) является непосредственным
заказчиком психолога, он видит смысл его работы,
так или иначе транслирует это педагогическому и
родительскому коллективам. Психолог чувствует и
свою защищенность, и свою значимость.
Однако... Да, есть веское «однако»:
административные заказы почти всегда
специфичны. Они родом из управленческой логики,
которая может серьезно отличаться от логики
психологической. Я уже не говорю о ценностях,
которые лежат в основе такого заказа... Они могут
просто противоречить ценностям гуманистической
психологической практики.
Второй способ организации работы, будучи
преобладающим, превращает школьного психолога в
«заказного» специалиста. Это не хорошо и не
плохо. Это определяет его деятельность и его
профессиональное самосознание. И очень важно это
понимать.
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД
Напомню: проект — это целостная
практическая деятельность, направленная на
достижение оптимальным путем заранее
спланированного результата. И одновременно
проект — это результат такой деятельности.
Суть проектного подхода заключается в том, что
психолог исследует образовательную среду,
являющуюся полем его деятельности, выявляет
наиболее острые проблемы и перспективные «точки
роста» в этой среде. На основе этого исследования
он создает проекты, направленные на решение этих
проблем или осуществление перспектив.
Эти проекты могут быть разной временной
продолжительности, разной направленности и
«энергоемкости». Каждый проект «раскладывается»
психологом на этапы, составные части, в
результате чего рождается план психологической
работы в школе на четверть, полугодие, учебный
год. Результаты проектной деятельности
обязательно анализируются, и выносится вердикт:
была ли работа успешной, нуждается ли она в
продолжении, есть ли перспективы развития
данного проекта.
Так, в проектном режиме может начинаться работа
по созданию системы психолого-педагогической
преемственности обучения детей в начальной и
средней школе, профориентационная работа в
старшей школе, неделя психологии и т.д. и т.п.
По сути дела, проектным путем пытаются идти те
психологические службы (школьного уровня и выше),
которые начинают свою деятельность с серьезных и
масштабных мониторингов. Та или иная проблема
сначала исследуется, затем превращается в задачу
профессиональной деятельности, ложится в основу
проекта.
Иногда, правда, происходит грустная подмена:
мониторинги становятся самоцелью. Они съедают
львиную долю времени психолога, а результаты
этих мониторингов из года в год ложатся в пухлые
папки отчета, и никаких проектов...
Высший пилотаж — психолого-педагогические
проекты. Они работают на решение комплексных
образовательных задач и реализуются всеми
школьными специалистами. Такие проекты иногда
даже становятся традиционными, то есть переходят
из разряда «одноразовых» в систему работы школы.
Им на смену могут приходить новые проекты...
ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДАЮЩИХ ЦИКЛОВ
Многие читатели «Школьного психолога»
с этим способом работы уже знакомы. Этот способ
предполагает, что психолог (вместе с
администрацией и педагогическим коллективом)
выделяет ряд учебных параллелей, с которыми в
течение года проводится систематическая работа.
Принципы выделения таких параллелей могут быть
различными: наличие возрастных трудностей,
закономерных педагогических кризисов,
актуальных проблем, возникающих с конкретными
классами, особых образовательных задач у данной
школы.
Сопровождающая работа начинается с диагностики,
которая проходит в два этапа: диагностический
минимум и углубленная диагностика (с отдельными
учащимися по необходимости).
Затем подготавливается и проводится
психолого-педагогический консилиум, на котором
составляются портреты учащихся (обобщенные и
конкретные — отдельных учеников) и
вырабатывается стратегия работы с параллелью,
классом, отдельными детьми. По результатам
консилиума и педагоги, и администрация, и
психолог реализуют свою часть работы.
Психологическая часть этой деятельности
объемна, но содержательно понятна:
консультирование родителей и педагогов,
развивающая и консультативная работа с детьми,
просветительская или обучающая работа,
выполнение диспетчерских обязанностей. Психолог
знает, каковы особенности данных детей и как с
ними в данное время работают другие специалисты,
поэтому он осмысленно ставит перед собой
собственные профессиональные задачи.
Сопровождающие циклы в плане работы психолога
разделяются по времени, хотя на определенных
этапах они неизбежно накладываются друг на
друга, и в этом нет ничего страшного. В остальных
учебных параллелях разворачивается только
«скоропомощная» работа, возможно —
психологическое обучение школьников.
Может быть, ваш индивидуальный опыт и опыт
общения с коллегами выходит за пределы этих
четырех способов организации работы. И все же
есть основания утверждать, что они встречаются
очень часто. В чистом виде или в причудливых
сочетаниях. Дело не в том, что есть способы
правильные и неправильные. Есть способы, в
которых работа психолога носит «объектный»
характер, так как не он сам определяет ее цели и
задачи. И есть способы, ставящие психолога в
позицию субъекта собственной профессиональной
деятельности. Психологу важно понимать, какой
способ лежит в основе его работы и к каким
последствиям он его приведет.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
Список основных направлений работы
психологическая
диагностика |
развивающая работа со
школьниками |
коррекционная
работа с элементами психотерапии |
«диспетчерская» работа |
обучение и
просвещение школьников, родителей, педагогов |
психологическое
консультирование школьников, родителей и
педагогов |
участие в
разработке концептуальных («идеологических»)
основ развития школы |
совместная с педагогами
методическая работа |
собственная
методическая и научно-исследовательская работа |
конфликтологическая
работа |
непосредственное
участие в школьной жизни учащихся |
|