ГОЛАЯ
ОБЕЗЬЯНА
Десмонд Моррис
СПб.: Амфора, 2001
Мне хорошо знакома проблема выбора
между эффектным заголовком и содержательным.
Назвать книгу «Человек с точки зрения зоолога»
было бы точнее, но скучнее, поэтому автор (или,
скорее, издатель) задвинул эту формулировку в
подзаголовок, вынеся на первый план эффектную
«голую обезьяну».
Но суть от этого не меняется. 268 страниц посвящены
описанию нас, любимых, с парадоксальной точки
зрения — как одного из видов приматов.
Господи, какие же мы смешные! Особенно впечатляет
брачное поведение. Все три характерных фазы —
образование пар, действия, предшествующие
соитию, и собственно соитие — описаны в
подробностях вплоть до частоты пульса во время
оргазма. Петрарка отдыхает, все сводится к
одному: «голой обезьяне пришлось научиться
влюбляться, добиваться осуществления
сексуального импринтинга на единственном
партнере и создавать парный союз».
Вы только погодите возмущаться. Все-таки это
взгляд зоолога. Он настолько же выпукло
высвечивает некоторые стороны нашего поведения,
насколько прячет в тень другие. Пусть Петрарка
пока отдохнет, а мы примем авторские допущения и
посмотрим, куда они нас заведут.
Но сначала о самих допущениях. Основная посылка
— происхождение человека от растительноядного
лесного примата, превратившегося в плотоядного
охотника на больших безлесных пространствах. Для
того чтобы такая охота была успешной, голой
обезьяне пришлось наладить сотрудничество среди
самцов-охотников и обеспечить сносные условия
самкам, воспитывавшим детенышей на специально
охраняемой территории охотничьей базы.
Чувствуете? Вся наша так называемая культура и
цивилизация — не более чем тонкий слой внешнего
лоска, прикрывающий животную сущность.
Альтруизм? Так ведь надо же дать возможность
существовать и самым слабым самцам, чтобы они
могли участвовать в совместной охоте. Любовь
навеки? А иначе не сохранить уверенность в
готовности самки удовлетворить сексуальный
голод охотника по его возвращении. Воспитание
детей? Но чтобы охотиться в сложно
организованной стае (для мальчиков, ой, то есть
маленьких самцов) или обеспечивать
приготовление и хранение пищи (для самочек),
нужен более длительный период обучения.
Здоровый образ жизни? Социальное устройство?
Войны? Домашние животные? Кулинарные приемы?
Религия? Всему есть объяснение с избранной точки
зрения и, надо отдать должное автору, как правило
остроумное и убедительное, хотя и спорное (вот
такой парадокс!).
И вот мы живем в стае сложной иерархической
структуры со своими ритуалами доминирования и
подчинения, отправляемся вместо охоты на работу,
возвращаемся на помеченную территорию,
принявшую форму запертой квартиры или
огороженного дома, создаем брачную пару и
производим на свет детенышей. И остается только
повторить вместе с автором: «Как мало, как совсем
мало изменилась голая обезьяна с ранних дней
своего первобытного существования!»
Остается одно утешение. Через несколько часов
после прочтения книжки морок спадает, и мы вслед
за Стругацкими вспоминаем, что именно наиболее
естественное поведение наименее подобает
человеку. И опять готовы перечитывать Петрарку.
Марк САРТАН |