Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ГОЛАЯ ОБЕЗЬЯНА

ГОЛАЯ ОБЕЬЯНА

Десмонд Моррис
СПб.: Амфора, 2001

Мне хорошо знакома проблема выбора между эффектным заголовком и содержательным. Назвать книгу «Человек с точки зрения зоолога» было бы точнее, но скучнее, поэтому автор (или, скорее, издатель) задвинул эту формулировку в подзаголовок, вынеся на первый план эффектную «голую обезьяну».
Но суть от этого не меняется. 268 страниц посвящены описанию нас, любимых, с парадоксальной точки зрения — как одного из видов приматов.
Господи, какие же мы смешные! Особенно впечатляет брачное поведение. Все три характерных фазы — образование пар, действия, предшествующие соитию, и собственно соитие — описаны в подробностях вплоть до частоты пульса во время оргазма. Петрарка отдыхает, все сводится к одному: «голой обезьяне пришлось научиться влюбляться, добиваться осуществления сексуального импринтинга на единственном партнере и создавать парный союз».
Вы только погодите возмущаться. Все-таки это взгляд зоолога. Он настолько же выпукло высвечивает некоторые стороны нашего поведения, насколько прячет в тень другие. Пусть Петрарка пока отдохнет, а мы примем авторские допущения и посмотрим, куда они нас заведут.
Но сначала о самих допущениях. Основная посылка — происхождение человека от растительноядного лесного примата, превратившегося в плотоядного охотника на больших безлесных пространствах. Для того чтобы такая охота была успешной, голой обезьяне пришлось наладить сотрудничество среди самцов-охотников и обеспечить сносные условия самкам, воспитывавшим детенышей на специально охраняемой территории охотничьей базы.
Чувствуете? Вся наша так называемая культура и цивилизация — не более чем тонкий слой внешнего лоска, прикрывающий животную сущность. Альтруизм? Так ведь надо же дать возможность существовать и самым слабым самцам, чтобы они могли участвовать в совместной охоте. Любовь навеки? А иначе не сохранить уверенность в готовности самки удовлетворить сексуальный голод охотника по его возвращении. Воспитание детей? Но чтобы охотиться в сложно организованной стае (для мальчиков, ой, то есть маленьких самцов) или обеспечивать приготовление и хранение пищи (для самочек), нужен более длительный период обучения.
Здоровый образ жизни? Социальное устройство? Войны? Домашние животные? Кулинарные приемы? Религия? Всему есть объяснение с избранной точки зрения и, надо отдать должное автору, как правило остроумное и убедительное, хотя и спорное (вот такой парадокс!).
И вот мы живем в стае сложной иерархической структуры со своими ритуалами доминирования и подчинения, отправляемся вместо охоты на работу, возвращаемся на помеченную территорию, принявшую форму запертой квартиры или огороженного дома, создаем брачную пару и производим на свет детенышей. И остается только повторить вместе с автором: «Как мало, как совсем мало изменилась голая обезьяна с ранних дней своего первобытного существования!»
Остается одно утешение. Через несколько часов после прочтения книжки морок спадает, и мы вслед за Стругацкими вспоминаем, что именно наиболее естественное поведение наименее подобает человеку. И опять готовы перечитывать Петрарку.

Марк САРТАН