КОНСИЛИУМ В ШКОЛЕ
Еще лет десять назад слово «консилиум»
у преобладающего большинства российского
народонаселения устойчиво ассоциировалось с
медициной: светила медицинской науки и практики
в безупречно белых халатах склоняются над
тяжелобольным пациентом. В глазах специалистов
благородный блеск профессии, речь изысканна и
причудливо расцвечена немыслимой
терминологией...
В один прекрасный момент понятие «консилиум»
шагнуло за пределы медицины и моментально
потеряло свою однозначность. Когда кто-то из
коллег-психологов говорит мне: «Мы недавно
проводили консилиум...» или «Эту проблему стоит
обсудить на консилиуме...», — никаких ассоциаций
с медициной эти фразы не порождают. Возникает
вопрос: что имеет в виду мой уважаемый коллега,
говоря о консилиуме?
Действительно, число вариантов психологического
прочтения этого явления — и с точки зрения задач,
и с точки зрения процедуры — не поддается
исчислению. В пору применить хорошую русскую
пословицу: консилиум — что дышло: куда повернешь,
туда и вышло.
И все-таки попробуем осуществить первую черновую
классификацию видов школьных психологических
консилиумов, опираясь на опыт нашей службы и опыт
коллег.
КЛАССИКА
Классические консилиумы «классичны»
по двум причинам. Во-первых, они сохранили
некоторые традиционные черты своих медицинских
предшественников. Во-вторых, с них начала
формироваться традиция применения консилиумов в
психологической практике. И по сей день такого
типа консилиумы более всего распространены в
школьных психологических службах.
Классический психолого-педагогический
консилиум в школе представляет собой
самодостаточное, хорошо структурированное
«действо». Его созыву предшествует
возникновение определенной проблемы, а основной
задачей является нахождение путей решения этой
проблемы. На консилиум собираются люди, имеющие
отношение к данной проблеме, заинтересованные в
ее решении и компетентные.
Обмен мнениями между участниками позволяет
проблему ясно и однозначно сформулировать, а
затем найти пути решения. Классические
консилиумы готовятся серьезно и достаточно
долго: каждый участник проводит необходимую
диагностику и собирает материалы, которые
помогают более четко и объективно
сформулировать проблему и вытекающие из нее
задачи работы.
Эти консилиумы разнообразны и поддаются
классификации. Скажем, консилиум может
собираться для решения проблем отдельных детей
(например, имеющих выраженные трудности в
обучении, общении, психическом развитии), а может
быть посвящен актуальным
психолого-педагогическим проблемам класса,
параллели и даже целого школьного звена
(начального, среднего, старшего).
В первом варианте школьный консилиум очень похож
на своих клинических родственников: поочередно
рассматривается некоторое количество частных
случаев, по каждому формулируется определенное
решение.
Такого рода консилиумы в последнее время стали
активно использоваться в психологических
центрах. В школе же они не находят широкого
применения. И это понятно. При всей своей
эффективности с точки зрения решения проблемы
конкретного ребенка, консилиум как часть системы
работы школы не продуктивен: много времени и сил
тратится на решение одной задачи... А что делать
со всеми остальными?
Консилиум по отдельному случаю в школе — это
исключительное явление. Затраты времени на его
проведение должны быть убедительно обоснованы.
Консилиум по классу или учебной параллели имеет
совершенно иную структуру. Обсуждение каждого
ребенка здесь невозможно, поэтому большое
внимание уделяется характеристике класса в
целом, его сильных и слабых сторон. Внутри класса
выделяются группы, скажем — дети, чье развитие
находится в рамках школьной нормы, дети с
проблемами в обучении, общении и т.д. По отношению
к каждой группе разрабатывается стратегия
психолого-педагогического сопровождения. И
наконец, отбираются дети, нуждающиеся в
индивидуальной помощи и поддержке. По их поводу
может быть собран отдельный консилиум или в
рамках основного выделено значительное время на
«поштучное» обсуждение.
Информативной является и другая классификация
классических консилиумов: для больших школ и
школ, где обучается небольшое количество детей
(приблизительно — до пятисот учеников). Главное
отличие — в составе участников консилиума.
В школе, учебная параллель которой состоит из 4 и
более классов, нецелесообразно участие в работе
консилиума всех педагогов-предметников. При
большом количестве людей, эмоционально
заинтересованных в обсуждении тех или иных
проблем, консилиумы растягиваются на
невообразимо долгое время. Информацию, собранную
педагогами-предметниками, на таком консилиуме
представляет завуч или заведующие предметными
кафедрами. В обязанность этих лиц входит также
последующая работа с педагогами: необходимо
ознакомить их с решением, замотивировать на их
реализацию, проследить за выполнением.
Если речь идет о небольшой школе, то ее
администрация может себе позволить собрать на
консилиум всех учителей, работающих с данным
классом или параллелью. Такая работа значительно
полезнее, так как она позволяет не только решить
выявленные психолого-педагогические проблемы,
но и сплотить учительский коллектив, превратить
его в команду профессионалов-единомышленников.
В СТИЛЕ МОДЕРН
Так можно охарактеризовать
психолого-педагогические консилиумы, проводимые
не по классическому образцу, а в виде деловой
игры — в интерактивной форме. Принципиальное
отличие от «классики» — в позиции, которую
занимают участники консилиума. Работа «в стиле
модерн» предполагает активное включение каждого
участника в обсуждение и принятие решений, а как
следствие — и готовность к принятию на себя
ответственности за их реализацию.
Такой консилиум занимает немного больше времени
и предполагает совершенно иную структуру работы.
Содержательной работе обязательно предшествует
этап погружения, настройки на коллективную
деятельность (на нашем профессиональном жаргоне
этот этап получил название «разминка»).
Обсуждение ведется с применением таких форм, как
мозговой штурм, работа творческих групп,
групповая дискуссия.
Вот, например, возможная схема проведения такого
консилиума.
1. Разминка.
2. Постановка целей и задач работы. Участникам
сообщается, что в процессе работы им предстоит
ответить на три вопроса:
а) какие это дети; (составление портрета класса);
б) какие задачи мы ставим в работе с ними (с учетом
выявленных особенностей);
в) какими путями мы будем решать поставленные
задачи.
3. Составление портрета класса. Используется
метод мозгового штурма; портрет составляется по
трем направлениям: положительные свойства и
качества класса; возрастные и индивидуальные
проблемы и трудности данного класса; особенности
учебной деятельности. Результаты фиксируются на
доске (листах).
4. Постановка психолого-педагогических задач в
работе с данным классом с учетом выявленных
сильных и слабых сторон. Осуществляется всем
коллективом в процессе группового обсуждения.
Задачи фиксируются на отдельных листах.
5. Поиск путей решения поставленных задач.
Работа проводится в творческих группах. Каждая
группа по истечении определенного времени
представляет результаты своей работы.
6. Подведение итогов, назначение
ответственных за решение поставленных задач и
сроки их реализации. Определение даты следующей
встречи.
Работа «в стиле модерн» эффективна не
только с точки зрения основного результата. Все
обучающие, развивающие возможности данного вида
работы проявляются здесь очень ярко. Главное, что
отмечают педагоги, имеющие опыт участия и в
классических консилиумах, и в деловой игре, — во
втором случае значительно легче осуществляется
переход от обсуждения проблемы (это замечательно
получается и на обычных консилиумах) к принятию
решений и ответственности за их реализацию.
СИСТЕМА
«Система» — это процесс и результат
эволюционного развития консилиума в школе, где
психолого-педагогическое сотрудничество разных
специалистов в решении возникающих проблем
стало традицией. Принципиальное отличие от
описанных выше форм состоит в следующем:
постановка целей и задач работы консилиума
осуществляется заранее и всем составом
участников; таким образом каждый изначально
хорошо понимает назначение встречи и для школы в
целом, и для себя как специалиста в частности.
Как это реально происходит? Возьмем конкретную
проблему: адаптация выпускников начальной школы
в среднем звене. В канун начала учебного года
собирается психолого-педагогический коллектив
параллели пятых классов.
Цель — сформулировать общие задачи работы по
адаптации на первую четверть. Для постановки
задач используется та информация о детях,
которая уже есть у педагогов и психологов, а
также общие знания о процессе
социально-психологической адаптации. Они есть у
каждого педагога, имеющего опыт работы с
пятиклассниками. Если его недостаточно, можно
почитать и специальную литературу.
По итогам встречи составляется документ —
«Рекомендации по социально-психологической
адаптации учащихся пятого класса». Он
предоставляется всем участникам и
рассматривается ими как основа работы.
Цель встречи, которая проводится в конце первой
четверти, очевидна: проанализировать итоги
совместной работы и поставить задачи на вторую
четверть.
В зимние каникулы предстоит подвести итоги
адаптационного периода. В связи с этим участники
обсуждают содержание диагностики, которую
каждый проводит накануне консилиума. Нужна ли
логопедическая диагностика? Какую
психологическую информацию хотели бы получить
педагоги? В какой информации классных
руководителей они заинтересованы, и наоборот?
Таким образом вырисовывается содержание
предстоящего консилиума, проясняются взаимные
ожидания.
Январский консилиум посвящается обсуждению
результатов диагностики и ответу на главный
вопрос: завершен ли процесс адаптации
пятиклассников и каковы его итоги? Если ответ
положительный и итоги адаптации удовлетворяют
педагогов и психологов, на этом можно поставить
точку в совместной работе. Если нет —
планируются следующие шаги. И так далее.
ФОРС-МАЖОР
В основе таких консилиумов лежит
некоторая критическая, кризисная ситуация в
школе, неожиданные обстоятельства, которые могут
иметь опасные последствия. Важная особенность
таких консилиумов — им предшествует минимальная
подготовка. Этот факт, а также необходимость
принятия экстренных решений определяет работу
консилиума.
Диагностика ситуации проводится на самом
консилиуме, в результате чего формулируется суть
возникшей проблемы. Далее следует обсуждение
возможных действий и обязательное принятие
решения. «Классический консилиум» может
позволить себе завершиться констатацией
проблемы: «Мы поняли, что происходит, и теперь
необходимо немного «пожить» с этим пониманием».
Это тоже итог работы, иногда — очень важный. Но
это неприемлемо для консилиума типа
«форс-мажор». Он обязательно должен
заканчиваться решением, пусть не бесспорным, и
решение это подлежит реализации.
Наверное, эта классификация не учитывает всего
разнообразия форм и видов консилиумов,
проводимых вами, уважаемые читатели. Мы готовы ее
совершенствовать, если вы поделитесь с нами
своим опытом.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
Спонсор публикации статьи – информационный новостной медицинский портал «Академ-Клиник». На страницах сайта вы найдете актуальный справочник лекарственных средств, а так же базу медицинских учреждений и аптек по городам России с возможностью оставлять отзывы и комментарии. Самые последние новости медицины и научно-популярные статьи о здоровье, регулярно публикуемые на сайте сделают посещение портала информативным и познавательным. |