Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2002

ГИЛЬДИЯ

МОИ СООБРАЖЕНИЯ

Участие в конкурсе «Психолог года» и дальнейшие размышления привели меня к таким предварительным выводам и заключениям.
Работа практического психолога по своей форме часто (но не всегда) является камерной. Психолог общается с ребенком, родителем, учителем на интимно-личностном уровне. Такая камерность работы не может быть показана на сцене. В этом смысле попытка конкурсантов продемонстрировать свои профессиональные умения в какой-то мере противоречит внутреннему содержанию психологической работы. Это особенно относится к третьему, заключительному этапу конкурса, который задуман как зрелищный. противоречие между зрелищностью конкурса и камерностью работы психолога подводит к выводу: необходимо разделять критерии оценки выступления психолога на конкурсе и ежедневной рутинной работы в школе.
По моему мнению, профессионализм школьного психолога заключается в умении увидеть и решить психологическую проблему. Перед психологом-практиком нередко стоит задача выделения психологического аспекта педагогической проблемы. Например, А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина видят различия при решении диагностических задач психологами и учителями.

Работа по решению психологических задач может быть индивидуальной — тогда от психолога требуется владение методом клинической беседы. Однако некоторые проблемы не решаются на индивидуальном уровне, например проблема взаимоотношений в классном коллективе. Кроме того, многие учебные действия формируются на обычных уроках, и в этом случае адекватной будет фронтальная форма работы.
Вполне допустимо проведение психологом развивающих занятий с группой детей. В случае фронтальной работы психолог должен уметь строить обучение таким образом, чтобы оно шло без проб и ошибок и имело развивающий эффект. В этой связи можно вспомнить Л.С. Выготского, определявшего ценность урока его влиянием на развитие.
Думаю, что на конкурсе или при аттестации может быть продемонстрирована только фронтальная работа, так как в случае личной беседы любой третий — лишний.
При работе психолога с классом крайне желательны известная доля артистизма и умение действовать в соответствии с ситуацией. Однако эти качества именно желательны, но не необходимы. По сути дела, они нужны в любой профессии, связанной с необходимостью вступать в контакт с другими людьми. Артистизм не помешает портному, лектору, стюардессе, продавцу. Если артист без артистизма — не артист, то психолог без артистизма — все-таки психолог.
То же самое можно сказать и об отношении к психологу со стороны школьного коллектива — детей и педагогов. Хорошо, если психолог в школе — «свой» человек и дети на нем «виснут». Как правило, профессионально грамотный психолог пользуется авторитетом среди педагогов и любим детьми. Как правило, но не всегда. Весьма вероятно, что психологу удалось построить доверительные отношения с педагогическим коллективом и детьми, но из этого непосредственно не вытекает, что он овладел профессиональным мастерством в совершенстве. В связи с этим напрашивается сравнение из пионерского детства, когда в пионерских лагерях были любимые и нелюбимые вожатые.
Дети не всегда в состоянии отличить хорошего учителя от не очень хорошего, и только по прошествии многих лет они осознают, кого и за что они должны благодарить. Нередко популярный среди подростков учитель не всегда хорошо знает и преподает свой предмет.

Итак, в лице психолога дети и учителя надеются найти советчика и помощника. Психолог должен уметь решить конкретную психологическую проблему. За этим умением лежит профессиональная грамотность, которая не в последнюю очередь определяется профессиональной образованностью. Этот вопрос на конференции не поднимался, но очевидно, что от качества подготовки психолога зависит успех его практической работы.
Не так давно вышло новое издание книги А. Анастази «Психологическое тестирование» (в соавторстве с
С. Урбиной), в которой подчеркивается, что любой инструмент (в том числе и тест) может как приносить пользу, так и наносить вред. Недаром авторы затрагивают этические и социальные аспекты психодиагностики. Г. Айзенк говорил в свое время, что «малое знание — опасная вещь», и обладание тестом не делает человека профессиональным психологом.

Статья опубликована при поддержке стоматологической клиники "ДЕНТА-ЛЮКС". Стоматология в Красногорске предлагает Вам такие услуги как терапия, ортодонтическое лечение, ортопедическое лечение, хирургическое лечение, гигиена. Высококвалифицированные специалисты, гарантия качества, доступные цены. Узнать подробнее о клинике, предоставляемых услугах, контакты и цены Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://dentalyuks.ru/.

Хочется обратить внимание на еще одно важное профессиональное качество психолога, помогающее ему выжить в прямом смысле слова. Иногда, работая с ребенком, приходится сталкиваться с таким невероятным стечением обстоятельств, что потом бывает трудно отделаться от мыслей по поводу услышанного. Профессионализм психолога заключается в умении в известной степени отстраниться от ситуации: задача психолога — ее профессиональный анализ. Сопереживание клиенту в данном случае излишне, оно не помогает, а только мешает объективно увидеть ситуацию.

На подобные мысли навела недавно попавшая мне в руки книга американского психолога Грегга Ферса «Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство». В этой книге рассказывается, как много может поведать о человеке его рисунок. При этом главную опасность автор видит в проецировании, то есть предвзятом отношении психолога к рисунку «на основании уверенности в том, что психология другого человека одинакова с нашей собственной». Ферс рекомендует рассматривать рисунок непредвзято, принимать его таким, какой он есть.

Все то, о чем шла речь выше, касалось вопросов объективной оценки профессиональных умений практического психолога. Однако существует еще один показатель профессионализма — субъективный. Он выражается в удовлетворенности человека результатами того, что он делает. Надеюсь быть правильно понятой — я говорю не об амбициях, а именно об удовлетворенности от сделанного. Человека, который не только видит реальные плоды своего труда, но и испытывает при этом позитивные чувства, можно считать овладевшим профессией.

Думаю, что разговор о профессиональном мастерстве практического психолога обещает быть долгим. Это ни в коем случае не означает вседозволенности и свободы от профессиональных обязанностей.
Психология — особая область науки и практики. Профессиональная жизнь психолога заключается в постоянном движении от незнания к знанию, в формировании особого способа мышления и даже образа жизни.
А может быть, развитие психологии как раз и состоит в поиске все новых ответов на старые вопросы о предмете и методе психологии, о ее границах и задачах, наконец, о профессиональных правах и обязанностях?
Причем, размышляя над этими «проклятыми» вопросами психологии, не стоит опасаться интеллектуальной оригинальности. Известный американский математик, основоположник кибернетики Норберт Винер говорил об особой атмосфере, которая способствует развитию науки: он защищал «прекрасные новшества» в противоположность «общепринятому и худосочному». Прислушаемся к словам великого ученого, энциклопедическая образованность которого дает ему право касаться самых разных аспектов человеческого существования.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук


ЛИТЕРАТУРА:

Анастази А.. Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования. Вопросы психологии, № 6, 2000.
Винер Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука /Под ред. А.П. Подольского. М. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
Ферс Г. Тайный мир рисунка. Перевод с англ. СПб.: Европейский Дом, 2000.