НАШ
ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДРОСТОК: ПОНЯТЬ И ДОГОВОРИТЬСЯ
Под ред. Л.А. Регуш
СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2001
Подростковый возраст всегда
приковывал к себе внимание исследователей —
психологов, педагогов, социологов. Но несмотря на
множество научных трудов, посвященных
психологическим закономерностям становления
личности в подростковый период, остается еще
много непонятного, а конфликт отцов и детей
по-прежнему заставляет страдать все новые и
новые поколения.
Эта книга рассказывает об особенностях
подростков второй половины 90-х годов. Она
является логическим продолжением книги «Наш
проблемный подросток: мир подростка и подросток
в мире», посвященной подросткам первой половины
90-х годов. Авторы показывают, как общественные
процессы и изменения социально-экономической
среды отражаются на психологии взрослеющего в
этот период поколения.
Для того чтобы эффективно взаимодействовать и
вести конструктивный диалог с кем-либо,
необходимо знать и понимать своего партнера. Для
установления контакта недостаточно
проецировать на собеседника собственный опыт,
важно принимать партнера и его видение мира.
Поэтому авторы и исследуют все стороны жизни
современного подростка.
Проблема контакта между взрослыми и подростками
сложна и болезненна для обеих сторон: и те и
другие страдают от невозможности достичь
понимания и согласия. Эта книга о том, как решить
эту проблему.
Книга представляет собой сборник статей,
посвященных различным аспектам подростковой
психологии. Очень интересны, например,
исследования представлений подростков о счастье
и одиночестве, о состоянии «выученной
беспомощности» и стратегиях поведения в
конфликтных ситуациях со взрослыми и
сверстниками.
Для школьного психолога, на мой взгляд, будет
особенно полезна статья «Почему наши проблемные
подростки редко обращаются за помощью к
психологам». Здесь описываются представления
подростков о том, кто такой психолог, чем он
занимается и кому он нужен. Есть о чем подумать и
есть что изменить в своей работе.
Материал для статей собирался с помощью
специальных психологических исследований или в
ходе практической работы с подростками.
Безусловно, ценным является то, что авторы книги
не только констатируют наличие специфических
особенностей современного подростка, но и
предлагают различные варианты взаимодействия с
ним. Одним из наиболее продуктивных вариантов
мне кажется социореабилитационный курс для
подростков, «выкинутых» массовой
общеобразовательной школой в специальную. Этот
курс основан на диалогическом подходе
бразильского педагога-гуманиста Пауло Фрейра и
дает реальные возможности изменить негативные
установки взрослого и подростка при
взаимодействии и научить их сотрудничеству.
Книга предназначена в первую очередь родителям и
педагогам. Однако, на мой взгляд, способ
изложения материала не слишком соответствует
особенностям восприятия той аудитории, на
которую ориентирована книга. Я не думаю, что
педагоги, а тем более родители, с энтузиазмом
будут анализировать статистические данные или
сводные таблицы. А фразы про статистическую
значимость, стандартизацию и валидизацию вообще
могут повергнуть их в растерянность. Вероятно,
избирая жанр научно-популярной литературы,
авторам следовало бы сделать упор на
популярности. По крайней мере, так было бы проще
найти своего читателя.
Ольга ДИАНОВА |