Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

НАШ ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДРОСТОК: ПОНЯТЬ И ДОГОВОРИТЬСЯ

НАШ ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДРОСТОК: ПОНЯТЬ И ДОГОВОРИТЬСЯ

Под ред. Л.А. Регуш
СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2001

Подростковый возраст всегда приковывал к себе внимание исследователей — психологов, педагогов, социологов. Но несмотря на множество научных трудов, посвященных психологическим закономерностям становления личности в подростковый период, остается еще много непонятного, а конфликт отцов и детей по-прежнему заставляет страдать все новые и новые поколения.
Эта книга рассказывает об особенностях подростков второй половины 90-х годов. Она является логическим продолжением книги «Наш проблемный подросток: мир подростка и подросток в мире», посвященной подросткам первой половины 90-х годов. Авторы показывают, как общественные процессы и изменения социально-экономической среды отражаются на психологии взрослеющего в этот период поколения.
Для того чтобы эффективно взаимодействовать и вести конструктивный диалог с кем-либо, необходимо знать и понимать своего партнера. Для установления контакта недостаточно проецировать на собеседника собственный опыт, важно принимать партнера и его видение мира. Поэтому авторы и исследуют все стороны жизни современного подростка.
Проблема контакта между взрослыми и подростками сложна и болезненна для обеих сторон: и те и другие страдают от невозможности достичь понимания и согласия. Эта книга о том, как решить эту проблему.
Книга представляет собой сборник статей, посвященных различным аспектам подростковой психологии. Очень интересны, например, исследования представлений подростков о счастье и одиночестве, о состоянии «выученной беспомощности» и стратегиях поведения в конфликтных ситуациях со взрослыми и сверстниками.
Для школьного психолога, на мой взгляд, будет особенно полезна статья «Почему наши проблемные подростки редко обращаются за помощью к психологам». Здесь описываются представления подростков о том, кто такой психолог, чем он занимается и кому он нужен. Есть о чем подумать и есть что изменить в своей работе.
Материал для статей собирался с помощью специальных психологических исследований или в ходе практической работы с подростками.
Безусловно, ценным является то, что авторы книги не только констатируют наличие специфических особенностей современного подростка, но и предлагают различные варианты взаимодействия с ним. Одним из наиболее продуктивных вариантов мне кажется социореабилитационный курс для подростков, «выкинутых» массовой общеобразовательной школой в специальную. Этот курс основан на диалогическом подходе бразильского педагога-гуманиста Пауло Фрейра и дает реальные возможности изменить негативные установки взрослого и подростка при взаимодействии и научить их сотрудничеству.
Книга предназначена в первую очередь родителям и педагогам. Однако, на мой взгляд, способ изложения материала не слишком соответствует особенностям восприятия той аудитории, на которую ориентирована книга. Я не думаю, что педагоги, а тем более родители, с энтузиазмом будут анализировать статистические данные или сводные таблицы. А фразы про статистическую значимость, стандартизацию и валидизацию вообще могут повергнуть их в растерянность. Вероятно, избирая жанр научно-популярной литературы, авторам следовало бы сделать упор на популярности. По крайней мере, так было бы проще найти своего читателя.

Ольга ДИАНОВА