Белошистая А.В.
Обучение математике с учетом индивидуальных
особенностей ребенка. Вопросы психологии, № 5, 2001,
с. 116—123
Довольно часто низкая успеваемость в
начальной школе обусловлена нестыковкой
индивидуального стиля учебной деятельности
(выносливости, работоспособности,
подвижности/инертности нервной системы) и
условий обучения при классно-урочной системе.
Поэтому необходима реализация индивидуального
подхода в обучении, но с опорой не на
успеваемость и дифференциацию задания по
уровням сложности, а на сходство основных
«биологических» типов нервных процессов и
создание учебных материалов, учитывающих эти
характеристики психики.
Среди значимых для индивидуального подхода
характеристик в данном исследовании выделяются
слабость и инертность нервной системы. При
требуемой в младших классах частой смене
деятельности дети со слабой нервной системой
быстро истощают резервы сил, и смена
деятельности для них становится не отдыхом, а
дополнительным напряжением. Дети с инертной
нервной системой с трудом переключаются с одного
вида деятельности на другой в быстром темпе.
Для обеих групп учеников характерны: 1) медленный
темп умственной деятельности; 2) необходимость
работать в своем темпе, самостоятельно
организовывая режим перерывов и переключений; 3)
необходимость четкого планирования объема
работы, что позволяет ребенку и заранее
настроить себя на определенный темп, и
реализовать оптимальный для себя режим
перерывов. Они увереннее работают в условиях
тишины и уединения, склонны к тщательному
самоконтролю, не любят бросать начатую работу на
середине, проявляют упорство в достижении четко
обозначенных целей, способны к длительной
кропотливой работе на протяжении значительного
отрезка времени, не требуя при этом постоянного
внимания со стороны учителя.
Если педагог учитывает нейродинамические
особенности этих детей, они могут учиться хорошо.
Для успешного усвоения математики учебный
материал преподносился им в виде системы
долгосрочных заданий («листов»). Такая система
соответствовала программе, а не конкретному
учебнику, позволяла ребенку самостоятельно
двигаться от задания к заданию. Кроме того,
система способствовала реализации следующих
принципов:
1) дозированности (один лист — одна
единица информации: понятие, прием, связь и т.п.);
2) постепенного нарастания уровня сложности;
3) доступности (возможность задавать
индивидуальный темп);
4) перспективности (необходимость планирования
учебного процесса);
5) индивидуализации проверки и оценки знаний на
основе единства требований к уровню знаний,
умений и навыков (единый уровень сложности
предъявляется в индивидуальные сроки и
индивидуальными способами);
6) осознанности (следующее задание можно
выполнять только после удовлетворительного
выполнения предыдущего).
Проверка осуществлялась в режиме
«зачет — незачет» как по каждому листу, так и по
тематическому блоку в целом.
Применение системы листов способствовало
формированию положительного отношения к
предмету, возникновению положительной
самооценки, развитию учебной самостоятельности
и деловых отношений с учителем.
Подготовила Ольга БАРАНОВА |