Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2002

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ПАМЯТЬ И ЛИЧНОСТЬ

В статье «Память» в прошлом номере «Школьного психолога» мы рассматривали свойства этой важнейшей психической функции. Сегодня поговорим о том, как особенности памяти сказываются на качествах личности.

Память является важнейшим процессом, позволяющим человеку сохранить накопленный им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем. По своей сути память направлена в будущее. Знания личности об окружающей среде, о других людях, о себе самой являются важнейшим условием для понимания человеком своего места в предметном и социальном мире, определяют возможность развития и реализации личности. Получается, что именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представление человека о себе как об уникальном Я, сохранить идентификацию с самим собой и на этой базе строить свои личностные отношения с людьми.

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

А что может произойти с личностью человека в случае нарушения или потери памяти? Специалистами выделяются следующие нарушения в деятельности памяти: амнезия (забывание произошедших событий), агнозия (нарушение зрительного, слухового или тактильного восприятия, при котором человек не способен узнавать предметы и людей), апраксия (забывание способов осуществления определенных действий), афазия (забывание слов, нарушения речи).
Американские психологи Г. Глейтман, А. Фридлунд и Д. Райсберг описывают следующий уникальный случай пациента Х.М., у которого в результате операции на мозге возникла так называемая антероградная амнезия. После операции, которую Х.М. перенес в возрасте 29 лет, он помнил все, что происходило с ним раньше, и у него нормально функционировала кратковременная память.
Однако у него практически полностью исчезла возможность пополнять свою долговременную память. Он не узнавал людей, которых впервые встретил уже после операции, никак не мог запомнить своего нового адреса и пути к дому. Когда ему сказали, что его дядя умер, он был глубоко потрясен, но сразу же забыл об этом. Через некоторое время он поинтересовался, когда дядя придет навестить его, и ему снова сообщили о смерти дяди. Это повторялось несколько раз, и каждый раз его переживание горя было столь же сильным, как и впервые после получения трагического известия. При этом не пострадал его интеллект: он мог читать, писать и принимать участие в разговоре.
При ретроградной амнезии, напротив, страдают целые блоки памяти. В результате человек порой забывает даже собственное имя или, например, способ обращения с вилкой. Следует помнить, что такая амнезия может стать следствием хронической алкогольной интоксикации.
Агнозия, по-видимому, связана с тем, что информация определенной модальности не расшифровывается мозгом. Так, при слуховой агнозии музыкант не узнает хорошо знакомую ему мелодию, но легко называет ее при чтении партитуры.
При апраксии человек часто оказывается беспомощным даже при выполнении таких действий, как, скажем, открывание двери с помощью ручки.
Афазия обычно вызывается повреждением тех отделов мозга, которые отвечают за речевые функции. При этом тоже страдает механизм расшифровки либо письменной, либо устной речи. Исследователи полагают, что такие нарушения определяются работой отделов левого полушария мозга.

УМ И ПАМЯТЬ

Впрочем, и великолепная память вовсе не является залогом проявления яркой и самобытной личности. Судьба бывшего репортера Ш., щедро одаренного уникальной памятью, наглядно показывает, что если не уметь ею правильно распорядиться, то она не приведет к появлению нового гения. Ведь Ш. так и остался просто удивительным казусом в истории психологической науки — и не более того (описан у А.Р. Лурия).
В то же время не следует забывать о том, что и среди великих — и, несомненно, умных — людей встречались индивиды со слабой памятью. Например, Фарадей не мог обойтись без всевозможных записей и заметок. Среди пожилых ученых часто можно встретить людей, отличающихся так называемой академической рассеянностью. Они забывают порой многие элементарные вещи: свой домашний адрес, имя знакомого. Впрочем, это объясняется их высокой сосредоточенностью на научных проблемах.
Кроме того, память и ум не одно и то же. Можно иметь отличную память и оставаться глупым человеком. Но даже отсутствие блестящей памяти — не повод для печали. Если с умом заняться своей памятью, то ее можно с успехом развить (и в результате, кстати, развить свои умственные способности).

УНИКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Ресурсы человеческого мозга используются пока еще с низким коэффициентом полезного действия. А были ли люди, которые эффективно использовали свою память? Такие люди и были, и есть.
Великолепную зрительную память имели многие художники, писатели.
Например, об известном французском рисовальщике Гюставе Доре рассказывают такую историю. Издатель однажды поручил ему сделать рисунок с фотографии какого-то альпийского пейзажа. Доре ушел, забыв взять с собой фотографию. Но на следующий день он принес совершенно точную копию.
Отличной музыкальной памятью обладал Моцарт. Он чрезвычайно удивил Папу Римского, воспроизведя славившуюся сложностью партитуры папскую литургию, услышанную лишь однажды.
Покопаемся еще глубже в истории и обнаружим, что, по свидетельству современников, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до тридцати тысяч человек.
Философ Сенека был способен повторить две тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь раз.
Великий азиатский врач, философ, математик Авиценна (Ибн Сина) семнадцатилетним юношей оказался в Бухаре и провел там несколько лет, читая книги из огромной библиотеки бухарского правителя. Через несколько лет во время войны библиотека сгорела. Авиценна удрученно повторял, что он, к несчастью, успел прочесть только десять тысяч книг и только их сможет восстановить по памяти. В Хорезме Авиценна, получив от шаха сорок писцов, посадил их в одном зале и каждому стал диктовать одну из погибших книг. Так были восстановлены все десять тысяч рукописей.
Многие авторы приводят случай из жизни замечательного русского композитора С.В. Рахманинова. Однажды к Танееву должен был приехать Глазунов, чтобы сыграть только что написанную пьесу. Любивший подшутить Танеев спрятал в другой комнате молодого Рахманинова, тогда еще учившегося в консерватории. Через некоторое время после того, как Глазунов окончил играть, Танеев позвал Рахманинова, якобы только что пришедшего. Юноша сел за рояль и, к величайшему изумлению Глазунова, полностью повторил его сочинение. Автор был озадачен: откуда студент мог знать произведение, ноты которого он никому не показывал?
Обратимся к современности. Академик Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Потрясающей кратковременной, точнее, оперативной памятью обладают некоторые люди, которых называют чудо-счетчиками. Например, Игорь Шелушков, инженер из Нижнего Новгорода, по сообщениям прессы, мог, прослушав стихотворение, назвать в нем количество букв. Он также мог в течение нескольких секунд производить головокружительные операции с огромными числами.

ИНТЕРЕСНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Некоторые полагают, что сильная нервная система — залог хорошей памяти. Однако исследования Р. Трубниковой показали, что преимущества сильной нервной системы проявляются лишь при запоминании бессмысленной информации или коротких текстов. Если же тексты сложны и материал осмысленный, то довольно часто первенство в его запоминании принадлежит людям со слабой нервной системой.
Связь между количеством сновидений и памятью обнаружил американский исследователь Ч. Пирлман. Изучая продолжительность фазы быстрого сна (а именно в эти периоды, наступающие три-пять раз за ночь, мы видим сны) у студентов с разным уровнем памяти, он обнаружил, что у обладателей хорошей памяти эти фазы увеличены. Иными словами, люди с хорошей памятью видят больше снов.
По мнению специалистов из университета американского города Беркли, процесс запоминания можно значительно улучшить, если принять... горизонтальное положение. Такая поза обеспечивает прилив крови к мозгу. Можете проверить эффективность запоминания лежа — только постарайтесь не уснуть.

СВИДЕТЕЛЬСКИЕ ПОКАЗАНИЯ

Следователи, занимающиеся сбором свидетельских показаний по поводу совершенного преступления, хорошо знают, что в подавляющем большинстве случаев свидетели описывают события по-разному. Их показания могут различаться не только в деталях. Бывает, что описания какого-либо события, данные разными людьми, едва ли не полностью противоречат друг другу.
Это связано с тем, что какие-либо подробности кем-то преувеличиваются, а кем-то они бессознательно преуменьшаются или совсем опускаются. В зависимости от эмоционального состояния и особенностей личности свидетеля один будет вспоминать что-то, значимое для него, а другой придаст значение совсем иному.
Ж. Годфруа описывает несколько очень интересных экспериментов, проведенных психологами. Если требуется узнать человека по фотографии, то только треть всех испытуемых делает это правильно, еще одна треть вовсе не узнает, а остальные уверенно дают ошибочный ответ.
На воспоминания свидетеля о событиях может оказать влияние то, как именно ему задаются вопросы. В экспериментах Лофтус было показано, как словесные сигналы задним числом изменяют воспринятую человеком картину и как нечаянные (или умышленные) подсказки, содержащиеся в вопросах, оказывают влияние на образы памяти.
Двум группам испытуемых предъявлялся фильм об автодорожном происшествии. Первую группу спрашивали: «С какой скоростью ехали машины, когда они столкнулись?» А вторую: «С какой скоростью ехали машины, когда они врезались друг в друга?» Вы догадались о результате? Испытуемые второй группы называли значительно более высокие цифры. Кроме того, спустя неделю Лофтус спросила тех и других испытуемых, были ли на месте аварии осколки стекла. Во второй группе нашлось гораздо больше людей, которые «вспомнили», что осколки были (на самом деле никаких осколков не было!).
Другой эксперимент Лофтус заключался в следующем. Одной группе испытуемых показывали фрагмент фильма, в котором машина подъезжала к перекрестку со знаком «STOP», а другой — фрагмент, в котором автомобиль подъезжал к этому же перекрестку, но теперь там находился знак «уступите дорогу». После просмотра испытуемых обеих групп просили рассказать, как вел себя автомобилист при подъезде к знаку «STOP». Оказалось, что через неделю после просмотра больше половины испытуемых второй группы указывало, что перед перекрестком стоял знак «STOP».
Эти эксперименты убедительно показывают, что под влиянием новой, в частности словесной, информации воспоминания могут в значительной мере искажаться.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук