ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ
Хорошо одетый человек — тот,
на чей костюм вы не обращаете внимания.
Сомерсет Моэм
Несколько лет назад, заглянув в школу,
где учились мои дети, я столкнулся в коридоре с
дамой средних лет, одетой явно не по годам. Эта
весьма интересная особа, вероятно, в молодости
была очень привлекательна и стройна, да и на
пятом десятке сохранила немалое обаяние, вот
только ее фигуру уже никак нельзя было назвать
девичьей. В сочетании с этой фигурой узкая юбка
значительно выше колен и высокие сапоги-ботфорты
производили яркое, но далеко не положительное
впечатление. Невольно подумалось: «Неужели эта
мамочка не способна предугадать, что учителя ее
ребенка могут воспринять такой наряд
неоднозначно? Все-таки, отправляясь в школу,
одеться следовало бы поскромнее...»
Каково же было мое недоумение, когда чуть позже я
узнал, что это была не чья-то эксцентричная
мамаша, а одна из учительниц. Впоследствии мне не
раз доводилось слышать самые разные мнения о ней,
и из этой палитры суждений сложилось впечатление
о личности вызывающе неординарной, спонтанной,
творчески раскованной (в самом широком смысле
этого слова).
Насколько эти качества желательны для педагога
— вопрос спорный. По крайней мере, отношение к
ней учеников было и остается противоречивым —
одни ее боготворят, иные, напротив, относятся
чуть ли не иронически. Впрочем, судить об этом
можно было с первого взгляда, по одному внешнему
облику.
Еще один пример — совсем иного рода — почерпнут
в тех же стенах. Другую учительницу я частенько
встречаю незадолго до начала уроков, когда она
трусцой бежит в школу. Бежит не потому, что
опаздывает. Ежедневная пробежка — неотъемлемый
элемент ее «здорового образа жизни». А ее костюм,
в котором она появляется и на уроке, в жару и
холод состоит из безрукавки и пузыристых
тренировочных штанов (только в лютый мороз к этой
экипировке добавляются грубошерстный свитер и
фланелевые шаровары). Говорят, она блестящий
специалист в своем предмете. Однако за ее спиной
ученики и их родители порой обмениваются кривыми
ухмылками. Прекрасно их понимаю, а вот ее — не
очень... Все-таки учитель, наверное, должен
выглядеть не так.
А как?
ВЫИГРЫШНЫЙ ИМИДЖ
В Российской империи всем
государственным служащим — а к их числу
относились и педагоги — предписывалось
появляться на рабочем месте только в форменном
мундире. Но меняются времена, меняются и нравы.
Ныне школьный учитель волен одеваться как
угодно, и многие, как видим, трактуют это свое
право очень широко. Большинство же все-таки
придерживается вполне определенного стиля,
который можно определить как строгий, деловой,
даже консервативный.
Какого же педагогического и психологического
эффекта добивается учитель, оформляя свою
внешность так или иначе? Разобравшись в этом,
можно было бы сформулировать общие рекомендации
по формированию наиболее выигрышного
учительского имиджа. Тема эта обширнейшая, даже
десяток диссертаций ее не покроют. Мы же
попробуем рассмотреть эту проблему хотя бы в
первом приближении. Соответственно и
рекомендации могут получиться лишь самые общие,
возможно — небесспорные. Да и речь пойдет лишь об
учительницах. Это и понятно — учителя-мужчины по
сей день составляют в наших школах меньшинство, и
их почти поголовная приверженность стандартным
костюмам не нуждается комментариях.
На тему создания выигрышного имиджа написаны
сотни книг, удивительно похожих одна на другую. В
нашей стране особой популярностью пользуется
книга американца Д. Моллоя «Одежда для успеха»,
пересказанная на все лады в десятках
газетно-журнальных публикаций. Беда в том, что
эта книга написана четверть века назад и многие
данные в ней советы давно устарели. К тому же
мистер Моллой по специальности — дизайнер
одежды. Рекомендации он дает со своих
профессиональных позиций, а они несколько
односторонние. А вот психологи, хоть и не столь
сведущи в фасонах и стилях (которые к тому же
постоянно меняются), могли бы многое добавить и
уточнить насчет выигрышного оформления
внешности. Прислушаемся к некоторым их советам.
СТРОГИЙ И ДЕЛОВОЙ
По наблюдениям психологов, человек в
оформлении своей внешности может преследовать
самые разные цели. Каждому из нас хочется
производить на окружающих приятное впечатление,
выглядеть симпатичным, привлекательным, может
быть даже эротически-соблазнительным.
Профессиональный имидж педагога преследует иные
цели. Учителю не обязательно привлекать к себе
повышенное внимание и пробуждать глубокую
симпатию к своей персоне, но вызывать доверие и
уважение учитель должен непременно. Приятно,
если вам удалось поразить воображение
впечатлительных подростков. Но профессиональная
задача педагога состоит не в этом, и экзотическая
стрижка и пестрый шейный платок вряд ли будут
способствовать ее решению.
Можно спорить до хрипоты о том, насколько
открытыми и равноправными должны быть отношения
учителя и учеников. Однако большинство учителей,
еще не заразившихся идеями всеобщего братания,
наверное, согласятся, что в отношениях с классом
необходимо соблюдать определенную дистанцию. То
есть хотя бы в некоторой мере эти отношения
должны быть формализованными, иначе говоря —
деловыми, с определенным распределением ролей.
Такому стилю отношений оптимально соответствует
именно деловой стиль одежды. А деловой и строгий
стиль — это фактически синонимы.
ОСНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК
Безудержный полет воображения,
творческая раскованность и любовь к экзотике
хороши, если вы ищите спонсора для вернисажа или
рекламируете клубную косметику. В общении с
классом надлежит демонстрировать иные качества
— основательность, надежность,
дисциплинированность, аккуратность. Об этих
качествах свидетельствует умение соблюдать
внешние ритуалы, устоявшиеся десятилетиями и
почти безоговорочно принятые в педагогических
кругах. Именно поэтому стиль одежды педагога
весьма консервативен и не подвержен вызывающим
новациям. И те, кто не желает с этим соглашаться,
самим своим внешним видом невольно вызывают
сомнения в профессиональном соответствии.
Главная характеристика строгого стиля — особый
силуэт костюма. Исследования психологов
показали, что в восприятии большинства людей
респектабельный костюм, свидетельствующий о
солидном статусе владельца, имеет силуэт,
приближающийся к вытянутому прямоугольнику с
подчеркнутыми углами (это справедливо как для
женщин, так и для мужчин). С таким стилем
несовместимы, например, свитер (особенно
пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья
с оборками и кружевами. В обыденном сознании
подобные элементы, округляющие силуэт,
свидетельствуют либо о низком социальном
статусе владельца, либо о его принадлежности к
«свободной» профессии.
Впрочем, для неформального общения такой стиль
вполне приемлем, даже желателен. А поддержанию
необходимой дистанции в классе лучше
способствует высокостатусный «прямоугольный»
силуэт. Правда, и тут не следует перегибать палку.
Бесформенный сарафан выглядят несолидно, но и
подчеркнуто отутюженный китель производит
впечатление, что человек слишком много внимания
уделяет малосущественным деталям, да к тому же
любит покрасоваться.
НА ВКУС И ЦВЕТ...
Все элементы одежды должны
свидетельствовать об умеренности и
уравновешенности, то есть не бросаться в глаза.
Особенно это касается цвета костюма. Всякое
пятно сочного цвета выделяется в зрительном
поле. Знание одной лишь этой психофизической
закономерности позволяет заключить, что яркая
одежда почти бессознательно выбирается для
привлечения внимания. Об этом нелишне помнить,
подбирая профессиональный гардероб.
Отправляясь в школу, лучше избегать ярких,
раздражающих цветов, способных вызвать у
учеников неожиданные эмоции. Нарядившись в
красное платье, вы наверняка привлечете
внимание. Но не к себе, а к платью. Так, желтый
китель известного политического деятеля,
порекомендованный каким-то неосмотрительным
дизайнером для выступлений в предвыборной
кампании, несомненно, притягивал взгляды, но едва
ли создавал впечатление серьезности и
надежности.
Кстати, специально проводившиеся опросы
школьников подтвердили, что в костюме учителя им
меньше всего импонируют яркие цвета, особенно
красный и желтый. Вопреки распространенному
убеждению, не вызывает симпатии и коричневый,
хотя, по данным Макса Люшера, он якобы призван
свидетельствовать об основательности и
надежности.
Традиционными для строгого стиля считаются
цвета серо-синей гаммы. Психологи же находят
выбор серого не самым удачным. Это своего рода
социальный камуфляж, туман, которым люди
прикрывают свою подлинную натуру, не желая
выставлять ее напоказ (недаром серый —
излюбленный цвет сотрудников спецслужб).
Планируя, какое впечатление вы произведете,
следует помнить об этой особенности серого
цвета. Пользуясь терминами гештальт-психологии,
можно сказать, что учителю необходимо выступать
фигурой на некоем фоне. Одевшись в серое,
выполнить эту задачу непросто.
В рамках нашей культуры респектабельным
традиционно считается черный цвет. Однако
каждый, наверное, согласится, что он навевает
мрачные ассоциации. Так что черный костюм в своем
гардеробе иметь надо — для особо торжественных
случаев и для похорон. И только для этих случаев!
АКСЕССУАРЫ СОЗДАЮТ СТИЛЬ
Немалую роль в создании выигрышного
имиджа играют всевозможные аксессуары. Здесь
также главным является требование умеренности.
Учитель, который подобно новогодней елке обвешан
всевозможными булавками, заколками и пр.,
производит впечатление любителя побрякушек и
вообще человека не очень серьезного.
Всякие дополнения к костюму и носимые с собой
предметы делового обихода должны органично
вписываться в респектабельный имидж, то есть не
быть избыточными и не производить впечатление
ширпотреба. Но и броская дороговизна тут вряд ли
приемлема. Правда, это замечание звучит не очень
уместно — импортный органайзер в натуральной
коже нашему учителю просто не по карману.
Таковы лишь некоторые, самые общие советы
психологов по оформлению выигрышной внешности.
Впрочем, мудрый француз Поль Декурсель говорил:
«Чтобы производить впечатление приличного
человека, нужно быть им». В этом, наверное, и
состоит самое главное условие выигрышного
имиджа.
Сергей СТЕПАНОВ
|