Матвеев А.В.
Проблемы разработки курса физики по системе
развивающего обучения Эльконина—Давыдова.
Вопросы психологии, № 5, 2001, с. 124—128
Курс физики рассчитан на учащихся,
ранее обучавшихся по системе
Эльконина—Давыдова. Предполагается, что к 6-му
классу у учеников уже сформированы мыслительные
действия теоретического типа: анализ,
планирование, рефлексия. Они умеют работать со
знаковыми и словесными моделями, владеют
системой контроля и оценки, умеют и хотят учиться
самостоятельно, владеют основными механизмами
коллективной учебной деятельности
(внутригруппового и межгруппового
взаимодействия, ведения дискуссии, пользования
помощью взрослого, сверстника, а также
справочника).
Главными инструментами овладения физикой
становятся знак, символ, модель. В процессе
учебной деятельности учащиеся осуществляют
действия постановки или принятия учебной задачи;
действия преобразования условий задач,
экспериментирования и моделирования; действия
контроля и оценки. (Без усвоения этих новых форм
деятельности успешное обучение физике
невозможно.) Занятия необходимо проводить в
различных формах: урочной,
лекционно-семинарской, консультативной,
коллективной, индивидуальной, проектной и т.д.
Для обучения по системе Эльконина—Давыдова к
учителю предъявляются жесткие профессиональные
требования: знание общих принципов системы,
результатов обучения в 1–6-м классах,
особенностей подросткового возраста. Он должен
стремиться максимально инициировать
самостоятельный поиск учащихся.
Подготовила Ольга БАРАНОВА |